….и многих и многих панно, кафе, ресторанов, охотничьих домиков, общественных и государственный зданий, аэропорта.
Как театр начинается с вешалки, так и посещение кишиневского цирка для многих и многих людей, а большинство среди них были дети, начиналОсь с керамического панно “Укротительница”. За него Луиза (Луизе) в 1988 году, совместно с супругом Эдуардом Сааковым, была награждена Золотой медалью Академии художеств СССР , как “За лучшее произведение монументально-прикладного искусства.” В нынешнем году исполняется 90 лет со дня рождения потрясающего молдавского художника – керамиста Луизы Янцен.
Безграничен и увлекателен сказочный мир, созданный ею. В чудесной стране, которая создана ее руками и талантом, мирно сосуществуют настоящие и вымышленные персонажи.
А видели ли вы когда-нибудь композицию – посвящение Сандро Ботичелли, которая находится в Государственном Художественном Музее Молдовы?
Это нежность, лирика и поэзия. Как счастливы должны быть талантливые люди, когда они, находясь под впечатлением чего-либо, могут найти выход своим эмоциям и в ответ на произведения искусства, создать ответное произведение искусства – посвящение.
(фото из архива: www.moimir.org)
А монументальную скульптурную композицию «Встреча» для правительственного Зала дружбы (ныне Дворец республики). Огромный рельеф 8х4 метра с максимальным выступом в 74 см?
А композицию “Космическая страница”, выполненную в 1969-м году? Как дети себе представляют космос? Вот такая магия в этом панно
(фото из архива: www.moimir.org)
Есть у нас в столице несколько ресурсов, кто позиционирует себя как трендовые порталы о Кишиневе, те, кто вроде как любит город, но кто запускает и поддерживает информацию о том, что Кишиневский цирк “жуткий отголосок безмятежных лет.” и одно из”самых абсурдных сооружений эпохи холодной войны.” Где же ваша любовь к городу и реальная оценка одного из красивейших цирков в мире?
В нынешнем году исполняется 90 лет со дня рождения замечательного молдавского художника-керамиста Луизы Янцен. Ее самые известные работы – панно во дворце республики и в здании цирка.
Она создавала книжные иллюстрации, работала со многими ныне известными авторами, например, с Григоре Виеру.
Луиза Янцен и Эдуард Сааков оформляли огромное количество кафе, ресторанов, охотничьих домиков, общественных и государственный зданий, аэропорт. Были сделаны многочисленные панно и вставки на стены, напольные вазы, светильники, скульптуры и скульптурные композиции. Эдуард Сааков, дизайнер по образованию, делал также многочисленные проекты значков, медалей, архитектурные построения памятников и мемориальных комплексов.
Монументальную скульптурную композицию «Встреча» для правительственного Зала дружбы (ныне Дворец республики). Это был рельеф 8х4 метра с максимальным выступом в 74 см. создавалась в течение всего 1984 года и стоила ее создателю подорванного здоровья.
“Заказ делали в подвальном зале художественного фонда. Там было почти весь год холодно, тянуло от цементного пола. Глина была ледяная. Мама была постоянно в сапогах, платке и нескольких свитерах, но все равно мерзла. У нее был не проходящий кашель от холода и воздействия ядовитых глазурей, и этот кашель исчез только в Германии. Глина постоянно трескалась, поэтому сушить фрагменты панно нужно было очень медленно под полиэтиленовой пленкой. И все равно некоторые части панно растрескивались, их приходилось переделывать по нескольку раз. За просушкой и первым обжигом шли глазуровка и второй обжиг. И, опять же, многие детали приходилось пережигать снова и снова, чтобы достичь нужных цветов и оттенков.
После этого готовое панно было собрано в большом зале фонда, где можно было с балкона наблюдать его целиком, провести заключительную подгонку деталей и цвета, чтобы сделать последние цветовые обжиги. И вот наконец панно было перевезено в Зал Дружбы и начался его монтаж на стену. За этим заказом сразу же последовал следующий, почти такой же крупный: два панно по боковым лестничным маршам в цирке общим объемом 5х6 метра. В это время в цирке был замечательный директор, который считал цирк своим детищем и оформлял его с любовью по высшим мировым стандартам. Помимо моих родителей заказы на исполнение произведений искусства получили очень многие художники: расписывались фрески, занавесы-батики, делались декоративные решетки, светильники, на входе в цирк была создана огромная скульптурная композиция. К сожалению, этот расцвет цирка длился недолго. После смерти директора и с началом перестройки все постепенно пришло в запустение. “
художник-керамист Юлия Янцен-Курту
(фото из архива: www.moimir.org)
В 1994 году семья эмигрировала в Германию, на родину предков. Но Луиза Янцен продолжала творчески работать, участвовала в выставках в Берлине, занималась графикой. Сделала серию графических листов на религиозную тему для церкви. В 2006 году она закончила свой творческий путь и была похоронена в Берлине.
А нам остается лишь урывками искать о ней информацию в интернете и радоваться случайно найденным фото. И…жить надеждой, что кишиневский цирк вернется. Нет. Не так, как в известной поговорке, а именно возродится, и уже следующие поколения смогут любоваться уцелевшими керамическими панно замечательного молдавского художника Луизы Янцен.
Фото, представленные ниже из личного архива дочери художницы – Юлии Янцен – Курту