В 18-м веке медицина продвинулась в изучении деформаций и генетических изменений, и, хотя упорно продолжала употреблять термин «урод», уже начала разделять понятия монстр и тератологию.
Французский фолиант Les Ecarts de la nature ou recueil des principales monstruosités (Отклонения природы или собрание основных уродств) начинается словами французского поэта Буало: «Нет монстров, которых нельзя было бы сделать приятными посредством искусства». Иллюстрировали книгу художники Николя-Франсуа и Женевьев Реньо, слегка, конечно, монстров приукрасив, и превратив фрик-шоу почти в высокое искусство.
Собственно, до поры до времени книга так и оставалась пугалкой для взрослых. Пока французский анатом и философ Жак-Луи Моро де ла Сарт переиздал ее в 1808 году под названием Description des principales monstruosités dans l’homme et dans les animaux précédée d’un discours sur la physiologie et la classification des monstres … avec figures coloriées par N.F. Regnault. (Описание основных уродств у людей и животных в аспекте физиологии и классификации монстров… с иллюстрациями H.Ф. Реньо). Моро добавил 15 страниц вводного текста и свои собственные описания и причины «монструозности». Он же впервые привел доказательства того, что женщина, воображающая себе разные уродства во время беременности, вовсе не несет ответственности за рождение ребенка с дефектами – крайне популярную вплоть до 19 века теорию. Ну, вы помните… «женщина во время беременности должна смотреть только на красивые вещи, иначе у нее родиться урод». Почти красивые монстры в книге стали иллюстрациями к серьезному научному труду.
Полностью книгу можно посмотреть в Gallica bibliothèque numérique (Гальской цифровой библиоте