Художники из Молдовы. Евгения Гамбурд. Серия «Восстановление Кишинева» и другие…

Евгения Гамбурд, тонкий пейзажист, мастер сценического костюма, художник по костюмам и сценографпервого фильма Сергея Параджанова «Андриеш». Так пишет о ней искусствовед Людмила Тома

Евгения Гамбурд – дочь кишиневского адвоката Якова Гольденберга, родилась 28 января 1913 года и окончила частную гимназию с французским уклоном «Генерал Бертело», затем кишиневскую Рисовальную школу (1930-1934). Получив серьезные основы профессиональной грамоты у опытных педагогов – Шнеера Когана и Августа Бальера, Евгения была принята на старший курс Бухарестской академии художеств, где ее занятиями руководил известный живописец Жан-Александру Стериади, ориентированный на традиции импрессионизма. После защиты дипломной картины «Купальщицы» (1936), Евгения некоторое время работала художником по росписи тканей на текстильной фабрике в Бухаресте. Ездила во Францию (Монпелье – Париж, 1937) знакомиться с искусством прошлого и современности, посетила и Международную выставку в Париже, ту самую, где советский павильон украшали легендарные «Рабочий и колхозница».

В 1938 году Евгения стала женой Моисея Гамбурда (1903-1954), уже признанного в Румынии мастера, с которым познакомилась еще в Кишиневе на его персональной выставке (1934). До лета 1940 года супруги жили в Бухаресте как свободные художники, участвуя в выставках

В период Отечественной войны Е. Гамбурд работала в Средней Азии, затем в Москве (с марта 1943 до весны 1944), в числе представителей молдавской творческой интеллигенции, вызванных правительством Молдавии для участия в культурных мероприятиях столицы.

Весной 1944 года молдавская интеллигенция возвратилась в свою республику, сначала в Сороки, центр северного региона, затем в освобожденный 24 августа Кишинев.

Пейзажи, написанные Евгенией Гамбурд по непосредственным впечатлениям, пронизаны щемящим чувством сострадания к израненной земле: разрушенные дома, стены с зияющими окнами, минорный цветовой настрой.

Оптимизм молодости все же прорывается в ряде работ 1945 года, где цветовые контрасты излучают свет, а экспрессия письма выдает увлеченность творческим процессом.

Созданные Евгенией Гамбурд по заказу серии листов «Восстановление Кишинева» (1947), «Строительство Кишинева» (1947-1948) свидетельствуют о некоторой актуализации тематики. Однако пафос социалистического реализма был чужд художнице: в этих композициях не акцентирован трудовой энтузиазм рабочих, их деятельность увидена с отдаленной точки зрения, чтобы воздушной атмосферой связать предметные цвета в живописное целое.

Е. Гамбурд периодически выполняла по договорам эскизы костюмов для танцевального ансамбля и хоровой капеллы «Дойна». В ее работах молдавская национальная одежда воссоздается в ритме танца, в сюжетных сценках. Этот труд художницы отмечен правительственной грамотой (1950)

 

Дом Гамбурдов был в те годы центром культурной жизни Кишинева, а хозяйка Женя Гамбурд – его душой. Вопреки всем невзгодам не угасающая потребность в духовном общении притягивала в гостеприимный дом-мастерскую деятелей культуры, и не только местных – здесь бывали Алексей Толстой, Илья Эренбург, Самуил Алешин, Борис Горбатов, Владимир Ингал и другие. Знакомство с молодым кинорежиссером Сергеем Параджановым привело к сотрудничеству: Евгения Гамбурд стала сценографом и художником кинофильма «Андриеш» (1954, киностудия имени А. Довженко), который сняли режиссеры С. Параджанов и Я. Базилян по мотивам сказки молдавского поэта Емелиана Букова. Большой предварительный труд отражен в блокнотах с зарисовками типажа и этнографического материала. Воссозданию исторической атмосферы служили не только эскизы костюмов, но и подлинные предметы национального быта, собранные художницей. Например, старинный бессарабский коврик, покрывающий вместо попоны коня Андриеша, узнавали все, кто бывал в доме Гамбурдов. Многие эпизоды фильма снимались в Каларашских лесах с непосредственным участием Евгении Яковлевны в разработке отдельных сцен. Этой кинолентой, почти полвека пролежавшей на полке после первого показа (1955), ныне открываются кинофестивали, посвященные творчеству выдающегося режиссера.

Имя Евгении Гамбурд стало обретать известность в среде кинолюбителей прежде, чем о ней вспомнили ценители изобразительного искусства. Часть ее гуашей (пейзажи и эскизы костюмов) экспонировалась в 2003 году в Национальном художественном музее Молдовы на выставке, приуроченной к юбилеям: 100 лет со дня рождения Моисея Гамбурда и 90 лет со дня рождения Евгении Гамбурд. В 2007 году увидел свет монографический альбом «Евгения Гамбурд».     Совместная выставка двух мастеров была организована в Израиле в Музее русского искусства им. Марии и Михаила Цетлиных в 2014 году, к ней издан иллюстрированный каталог     . Кишиневские зрители увидели избранные работы Моисея и Евгении Гамбурдов в Национальном художественном музее Молдовы летом 2015 года – они сопровождали персональную выставку их дочери, израильского художника Мириам Гамбурд «Время собирать
камни».

Евгения умерла в больнице от болезни сердца 26 марта 1956, прожив всего 43 года. Многие ее замыслы остались неосуществленными, в том числе альбом молдавских национальных костюмов.

Работы Евгении Гамбурд востребованы благодаря сочетанию высокой пластической культуры с искренностью и тонкостью чувств.

 Панорама молдавского села.

Конец 1940-х гг. Картон, гуашь.

Они находятся в Национальном художественном музее Молдовы и в Национальном архиве Республики Молдова, в частных коллекциях Кишинева и Тель-Авива (большая часть принадлежит дочери художницы Мириам Гамбурд и Михаилу Гробману, коллекционеру и знатоку современного искусства).

 

 

 

 

Комментарии

Powered by Facebook Comments