Старинные Молдавские ковры – идеал красоты и гармонии. История, труд и творчество поколений !

Как бы ни был беден молдаванин, хата его убрана коврами и разными домашнего искусного рукоделья тканями…»

И. АКСАКОВ

Источником для этой публикации послу­жили коллекции ковров, хранящихся в музеях Мол­давской ССР, и в Государственном музее этногра­фии народов СССР в Ленинграде, Это набор открыток, выпущенный издательством Aurora Art Publisher, Leningrad в 1987 году.

Ковроделие – это ярчайшая страница художественной культуры молдавского народа. Искусство изготовле­ния ковров формировалось в тесной связи с такими видами народного творчества, как вышивка и керами­ка,.

Ковер отражает понимание народом идеалов красо­ты и гармонии. Являясь результатом труда и творче­ства многих поколений, ковер — это ценнейший доку­мент для изучения истории, быта и культуры народа

 

У стен хаты тянутся лавки, застланные непременно коврами…, ковры висят на стенах, над постелью, на которой гора подушек в вышитых наволочках… У печки на всех выступах брошены коврики. Я не говорю уже о хате достаточного крестьянина, в которой он сам не живет, а предназначает для гостей. Там ничего не видно за коврами.

 

А. АФАНАСЬЕВ-ЧУЖБИНСКИЙ

Среди ковров по функциональному назначению, характеру орнаментики и технике выделки выделя­ются следующие типы: 1) большие настенные ковры Оскоарцэ, ковор, унгерар, рэзбой, килим, румбэ, полог)-, 2) настенные ковровые дорожки, использу­емые для завешивания стены позади лавки (пэретар, лат, друм де перете, пилкэ); 3) ковер для покрытия лавки, сундука, кровати (лэйчер, чергэ, ницуркэ, шатранкэ).

 

Наиболее древний этап в эволюции типов молдавских ковров характеризуется существованием узких и длинных ковров (лэйчер и пэретар), кото­рые использовали для покрытия деревянных лавок, расположенных вдоль стены и навешивали на стену над лавкой. Длина лэйчеров и пэретаров соответ­ствовала длине лавки и могла доходить до 6—7 м при ширине 60—70 см (ширина ткацкого станка).

 

К настенным коврам, сформировавшимся в более позднее время, следует отнести группы ковров, получивших названия ковор и рэзбой. Рэзбой — это большой ковер с композицией, ориентированной к центру. В отличие от предшествующих типов, рэз­бой имеет дополнительные угловые композиции (колцаре) и широкую кайму. Как ковор, так и рэзбой характерны для современного молдавского ковроделия

 

Настенная ковровая дорожка:  пэретар Вторая половина XIX в  МССР Каменский район село Подойма Государственный музей этнографии народов СССР Ленинград

Настенная ковровая дорожка пэретар Начало 19 века МССР Бендерский район Собственность Историко краеведческого музея Молдовы в Кишиневе

Настенная ковровая дорожка  – пэретар Начало 19 века МССР Бендерский район Историко – краеведческий музей МССР Кишинев

Настенный ковер – рэзбой Конец 19 века Ниспоренский район Государственный историко-краеведческий музейМолдовы

Настенный ковер – рэзбой Первая половина XIX в Фрагмент Шерсть МССР Страшенский район село Кобыльня Госу дарственный музей этнографии народов СССР Ленинград

Первая половина 19 века  Страшенский район село Таборы

Ковровая дорожка на лавку лэичер Первая половина XIX в. Фрагмент Шерсть. 228X88 см МССР, Ниспоренский район, село Варзорешты

Государственный музей этнографии народов СССР. ЛенинградНастенная ковровая дорожка — пэретар Последняя четверть XIX в. Фрагмент Шерсть. 183X66 см МССР, Тирасполь Государственный музей этнографии народов СССР. Ленинград

Ковровая дорожка на лавку — лэичер Первая половина XIX в. Фрагмент Шерсть. МССР, Страшенский район, село Таборы

Государственный музей этнографии народов СССР. Ленинград

Комментарии

Powered by Facebook Comments