Монументальное искусство Советской Молдавии. Михаил Буря, Владислав Обух, Валентин Меднек

В конце 50-х — начале 60-х годов в республике повсеместно строится огромное количество жилых и общественных зданий: и в горо­дах, и в райцентрах, и в селах – по всей Молдавии. Вместе с развитием строительства возрастают и эстетические тре­бования к внешнему виду зданий.  Это послужило толчком к развитию монументального искус­ства в республике, и в новых кварталах создавались скульптурные композиции, панно.

В канун 50-летия Бендерского восстания 27 мая 1969 года на набережной Днестра, в центре парка «Октябрьский» был открыт памятник борцам за Советскую власть, выполненный Михаилом Бурей в содружестве с архи­тектором Валентином Меднеком –  «Борцам за власть Советов»  Уходящая ввысь 16-метровые железобетонные плоскости, группа знамен. Обращенных на восток, символизируют славу и вечность подвига борцов за власть Советов. На цоколе памятника – стилизованные изображения эпизодов революционной борьбы. Место установки памятника выбрано не случайно. Именно в этом районе около 4-х часов утра 27 мая 1919 года переправился с левого берега отряд красногвардейцев под командованием комбрига Черникова. Что послужило сигналом к выступлению рабочих дружин.

 

Установленный на набереж­ной, он органично вписался в архитектурный ансамбль города. Фигуры борцов решены просто и убеди­тельно. Стремясь к конкретности, отталкиваясь от ис­торического факта, художник подчеркивает у восстав­ших такие черты характера, как воля, решительность и непоколебимая уверенность в победе. В мозаиках ис­пользован житомирский гранит красных оттенков, облагораживающий цветовой строй композиции, дающий живописную цельность, легко воспринимае­мую с больших расстояний

 

 

последнее фото : http://bendery-ga.org

В своих совместных работах Михаил Буря, Владислав Обух, архи­тектор Валентин Меднек впервые в республике осу­ществили комплексное архитектурно-художественное оформление Дома культуры в селе Чеколтяны Оргеевского района. В следующем, 1963 году закончили де­кор таможни Леушены. и Бендерского городского Двор­ца культуры им. Ткаченко

Кто знает? Существуют ли еще эти панно? И если да, то в каком они состоянии?

«…в комплексном оформлении Бендерского дворца культуры наметился ряд новых качеств: использование условностей, диктуемых материалом и его декоратив­ными свойствами. Для оформления ризалитов здания характерно единство колористического строя керами­ческой мозаики с фактурой котельца и светотеневыми градациями рельефа, взаимодействие с архитектурой» искусствовед Д. Гольцов

Молдавский народ свято чтит память воинов Со­ветской Армии, отдавших жизнь за честь и независи­мость нашей Родины. В республике сооружается мно­жество памятников, прославляющих бессмертный ра­тный подвиг нашего народа в борьбе с немецко-фа­шистскими захватчиками. Один из таких памятников «Герои не умирают» (1968) сооружен в городе Леово (проект архитектора В. Меднека при участии Михаила Бури).

В центре памятника — мозаичное панно, изобража­ющее воинов, стоящих плечом к плечу. Они олицетво­ряют советский народ, вставший на защиту Родины. На первом плане коленопреклоненная женщина, под­держивающая смертельно раненного солдата — глав­ный смысловой и эмоциональный узел композиции. Об­раз скорбящей женщины очень емкий: это и Роди­на-мать, оплакивающая своих сыновей, это и мать, го­рюющая о погибших детях и в то же время это обоб­щенный символ народного горя и бессмертия жизни.

Для этой работы характерно умение художника ор­ганически сочетать особенности материала с идеей за­мысла: белый мрамор, серые граниты, черная смальта перемежаются с черным полированным гранитом и серым бетоном.

 

Значительным вкладом в развитие молдавского мо­нументального искусства явились мозаики Бендерского автовокзала. В интерьере размещены композиции, раскрывающие историю города с древнейших времен до сегодняшнего дня (справа композиция «Старые Бендеры», слева — «Новый город», а по оси главного входа—«Красная площадь».

Художники решили сложную задачу — три самос­тоятельные композиции объединили в единый живо­писный ансамбль. Для цветового решения мозаик ха­рактерна гармония красных, охристо-желтых и серо­вато-синих тонов. В композиции «Старый город» мону­менталисты тоньше разработали цветовую гамму, раз­нообразив оттенки майоликовой плитки: здесь преоб­ладают золотисто-желтые, черные и зеленые цвета.

 

Керамическая мозаика “Новые Бендеры” в зале ожидания автовокзала
Художники: В.А. Обух, М.А. Буря
Архитекторы: А.П. Могилевский, В.П. Меднек
Бендеры, Молдавия
Год создания: 1967

 

 

К сожалению, сегодня традиции мозаики в Молдове практически утрачены. Нет материалов, да и никто из художников нынешнего поколения – увы, даже не сможет повторить или сделать что-то подобное.

 

Комментарии

Powered by Facebook Comments