Уничтоженный памятник архитектуры Кишинева. Усадьба семьи Феодосия

..особняк Феодосия, он же Дом Пионеров, некогда находившийся по адресу: Ştefan cel Mare, 160 A,B (на пересечении ул. Sfatul Ţării)

Кто и что помнит и знает?  Хотя и воспоминания об этом здании уже стираются из памяти. Его не стало вмиг…..буквально за ночь 11 августа 2005 года. А 17 августа того же года постановлением правительства №865 здание было исключено из списка памятников, находящихся под защитой государства.  И, хотя это был Памятник архитектуры местного значения, включенный в реестр памятников истории и культуры Кишинева, это не остановило решения властей. Это еще одна позорная страница истории уничтожения Кишинева.

О. Ш-К.

Татьяна СОЛОВЬЕВА ПРОГУЛКИ ПО КИШИНЁВУ. КТО ПОБЕДИЛ ДРАКОНА Dor le Dor №38 (107), октябрь 2005 г
«Процесс разрушения памятников культуры и архитектуры продолжается, – говорит академик, президент Союза дизайнеров, член правления Союза архитекторов, член Союза художников Молдовы Григорий Босенко,- и дело не в отсутствии денег, а в отсутствии желания сберечь историческое лицо столицы. «Улетают» памятники и кварталы, которым нет цены». Строительство поющих фонтанов, полагает он, нужное дело. Но куда важнее зафиксировать и произвести обмеры ветхой застройки и памятников Кишинева. Имея снимки фасадов зданий до того, как их разрушили или переделали, можно надеяться на восстановление архитектурного наследия. А ведь это самое главное, что мог бы сделать в ожидании реставраторов отдел культуры примэрии.

Уходят в небытие не только облик, но и «биографии» строений. Не один год обсуждается вопрос о реставрации уникального дома Херца-Клигмана. Снесенные особняки, плачевной участью которых озаботился парламент, приписывают богатому горожанину Феодосию, жившему здесь в ХIХ веке.

90-летняя Ирина Кантакузина, старожил Кишинева, другого мнения. Она считает, что один из этих домов, возможно и построил некий Феодосий, но здесь когда-то жила семья Александра Николаевича Крупенского, избранного впоследствии предводителем бессарабского дворянства.

Революционные события и аннексия Бессарабии Румынией Крупенский воспринял очень негативно и в 1919 году эмигрировал во Францию. На первом съезде эмигрантов-монархистов кишиневца избрали председателем Русской монархической партии. Она объединяла эмигрантов вокруг представителей дома Романовых, выехавших в Европу. С 1926 года и до кончины в 1939-м наш земляк руководил высшим монархическим Советом. Не забывал Крупенский и свою родину – возглавлял комитет помощи Бессарабии.

В пользу версии г-жи Кантакузиной свидетельствует декор одного из зданий, о которых идёт речь: второй этаж украшал дракон – явный знак дворянского рода. По символике тех лет, родоначальник брал на себя роль сокрушителя драконов, то есть всего зла и жестокости мира. Ирина Львовна помнит герб, украшавший это родовое гнездо, но его сбили в 50-х… Так это или нет, судить не по чему – даже снимка не осталось от дома. Теперь на его месте красуется клумба.

фото

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Powered by Facebook Comments