На юге Молдавии некоторые сосуды издавна выполнялись из особого сорта тыквы и использовались в декоративных целях. А это Петр Влах – самобытный народный мастер. Обладая необыкновенным талантом, Петр Николаевич Влах поднял мастерство в декоративно-прикладном искусстве на новый мировой уровень, явился основателем художественной графики по тыквам (сусакам), изящно и умело вкладывая в такое творчество самобытный гагаузско-национальный орнамент.

Петр Николаевич Влах родился в 1945 году в г. Комрате, Молдавской ССР. Окончил Республиканское художественное училище им. И. Е. Репина в г. Кишинёве и Львовский государственный полиграфический институт им. И. Федорова. К сожалению, в 2012 году он ушел из жизни .

В Кишиневском художественном училище, куда Влах поступил после сельской школы, он с большим интересом изучал народное творчество. Закончив третий курс, приехал в Комрат, к родственникам. Бродил по окрестным селам, лазил по огородам и не мог поверить глазам — нигде не было видно тыкв. Заходил в дома, искал знакомые с детства сосуды и обнаруживал их где-то на задворках.
— Мне показалось, что вместе с этими сусаками выброшены за двор самые счастливые мгновения моего отрочества,— рассказывал художник.— Кажется, тут я впервые осознал, что должен возродить тыкву и вновь подарить ее людям…
В одном сельском дворе Петр увидел детей, гоняющих, как мяч, зеленую тыкву. Он позвал хозяйку и спросил, нет ли у нее семечек. Семечек не оказалось, и хозяйка, забрав тыкву у детей, отдала ее Влаху. В огороде у дяди, выпросив крошечный уголок, он посадил в землю семечки подаренной тыквы.
В год окончания художественного училища Влах сделал из выращенных тыкв первые свои сосуды.


За свою жизнь он создал огромное количество неповторимых национальных орнаментов

Художник создал около ста книжных знаков, посвященных современной культуре гагаузов. Много экслибрисов посвящены собирателям и хранителям предметов гагаузской культуры и фольклора.
Работы Петра Влаха экспонировались на Всесоюзной выставке «Экслибрисы семьи народов», посвященной 50-летию образования СССР (1972, г. Вильнюс); Всесоюзной выставке экслибриса (1972, г. Львов); Выставке молдавского экслибриса (1973, г.Москва); Всесоюзной выставке экслибриса «За наше мирное счастье» (1974, г.Вильнюс); Международной выставке «Книга-75» (1975, г.Москва) и на республиканских выставках в г. Кишинёве.
Сегодня художник живёт и трудится в городе Комрате (Гагаузия, Республика
Молдова).
Все миниатюры Петра Влаха разработаны в технике линогравюры. Многолетнее гравирование в этой манере позволило художнику досконально изучить и понять её специфику, особенности и достичь определённых успехов.
Хорошо зная национальное декоративно-прикладное искусство, Петр Влах привносит его элементы во все свои книжные знаки. Это плоскостные миниатюры, пленяющие оригинальностью видения, целостностью композиционного решения, техническим мастерством.
В своих гравюрах он ведёт перекличку с мотивами, приемами и образными ходами, выработанными национальной культурой. Эти темы в пластических событиях миниатюры звучат неизменно как главные.

Искания в экслибрисе 80-90 годов можно отнести к пониманию и осмыслению иных стилистических приёмов. Графические листы состоят из одних и тех же фронтальных композиций, но уже без фактур. Выразительность каждый раз, приобретает иные звучания. Композиции привлекают внимание своеобразным отношением к линии и форме. Вместе с тем это уже не традиционная композиция с ее предметными формами и сложными фактурами, какие мы ее часто видим в раннем творчестве художника. Классический мотив выступает здесь в иной трактовке, где можно различить навыки рисунка и веяния народного творчества. Он трансформируется в различные проявления символической природы. Этот мир пластически осмысливается; то в ассоциативном преломлении образов, то в конкретных предметах. И хотя тут нет прямых аналогий и стилизация достаточно завуалирована, она все же создает необходимое ощущение общего духа, который привязан к конкретной географической и исторической среде. Так возникает метафора, протягивающая нить преемственности от литературных и изобразительных традиций к современному мировосприятию творца. Тиражированные экслибрисы, по-прежнему, отличаются оригинальностью, декоративно-композиционными решениями и чёткостью выполнения гравюры.
По-прежнему, П.Влах работает штихелем по линолеуму и работы его несут в себе нечто неповторимое. В миниатюрах прочитывается молчание, эмоциональная задумчивость. Художник сам определил свою позицию. Он принимает концепцию, заключающую в себе образную структуру, призванную возвысить изображение до значения символа. При всей сюжетной простоте каждой из его графических работ, новый книжный знак несёт в себе зерно будущих произведений, будущих миниатюр. По-прежнему автор ведёт перекличку с народными мотивами, фольклорными приемами и творческими ходами, выработанными всей историей графики, (в частности с манерой обрезной гравюры, которая наиболее ярко представлена в произведениях больших мастеров).
Художественные работы П.Влаха занимают большое и важное место в изобразительной культуре Гагаузии.
по материалам: http://www.bosenko.net