Да! Это тот самый Сэмюэль Морзе, который известен всему миру, благодаря его самому известному открытию – знаменитой азбуке, названной в честь изобретателя.
Слава, богатство и признание пришли к нему только на склоне лет. Научно-практическую ценность его изобретения вынуждены были признать многие, даже те, кто настаивал на вторичности этих открытий. После смерти Морзе в 1872 г. его слава как изобретателя угасла, но о нем снова заговорили как о самобытном художнике-портретисте. Эти споры продолжаются и по сей день.
Сэмюэл Финли Бриз Морзе
Samuel Finley Breese Morse
27 апреля 1791, Чарлстаун, штат Массачусетс — 2 апреля 1872, Нью-Йорк
Samuel Finley Breese Morse Little Miss Hone 1824 г.
Американский художник и изобретатель.
Морзе родился в богатой американской семье Джедида Морзе – прославленного проповедника в Новой Англии и известного географа и был старшим ребенком. Юноша отличался большой любознательностью и непоседливостью.
Из Академии Филлипса, где Сэмюэл зарекомендовал себя эксцентричным студентом, отец в 1807 году перевёл его в Йельский университет. Морзе относился к науке равнодушно, к тому же, к беде строгих родителей, он любил рисовать миниатюрные портреты знакомых.
После окончания университета Морзе в 1810 году вернулся в Бостоне и стал клерком.
С. Морзе. Автопортрет, 1818. Фрагмент
В это время он познакомился и стал студентом художника и литератора Вашингтона Олстона (1779 -1843), который был на двенадцать лет старше. Художника очень уважали в Бостоне за идеализм его пейзажей, в первой половине девятнадцатого века Олстон стал самым почитаемым художником Америки.
увлечения сына, всё же разрешили Сэмюэлю сопровождать Олстона в Англию.
Морзе сразу же начал готовиться к поступлению в Школу Королевской Академии художеств, куда и был принят с первой попытки в октябре этого года.
Морзе подавал большие надежды как художник, но его сковывало то обстоятельство, что он безоговорочно принял на веру модную тогда интеллектуальную концепцию, будто живопись, посвященная исторической старине, гораздо выше искусства, отображавшего жизнь современников.
Во время войны 1812 года между Великобританией и Соединёнными Штатами, поддерживающими Наполеона, Морзе показал себя ярым патриотом.
Однако в 1813 году, когда Морзе представил в Лондонскую королевскую Академию художеств картину «Умирающий Геркулес» (Галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут), он удостоился золотой медали. Над огромным полотном (восемь на шесть футов) художник работал в течение года.
С. Морзе. Высадка паломников
По возвращении домой в 1815 году Морзе обнаружил, что американцы считают его английским художником и мало интересуются живописью. С другой стороны, Америка 1815 года любила портреты. В Бостоне в этом жанре «царствовал» Гилберт Стюарт, поэтому у Морзе не было даже надежды на успех.
Он начал путешествовать в поисках заказов: Конкорд, Ганновер и Портсмут в Нью-Гемпшире в 1816 году. Сэмюэль влачил скудное существование и рисовал портреты.
Следующие несколько лет Морзе провел Чарльстоне, штат Южная Каролина ( зимы 1817-18, 1818-19, 1819-20 и 1820-21). Уже в 1817 году Морзе получал шестьдесят долларов за портрет, а он мог писать четыре портрета в неделю.
Десять лет ему пришлось вести жизнь странствующего живописца. После «творческого круиза» по Югу Морзе в 1818 году вернулся домой с тремя тысячами долларов, что позволило ему жениться на Лукреции Уокер из Конкорда.
С этим капиталом Морзе уже с молодой женой вернулся в Чарльстон, забросил портреты и следующие полтора года посвятил работе над огромным историческим полотном для Палаты представителей в Вашингтоне.
Художник стал активным участником создания в Южной Каролине Академии изящных искусств, но со временем разочаровался в своей административной и деловой хватке и снял свою кандидатуру. Законченную картину для Палаты продать не удалось. Деньги кончились, и в конце 1821 г. он снова поехал в Нью-Йорк.
С. Морзе. Слева – *Умирающий Геркулес*. Справа – *Суд Юпитера*
В Вашингтоне Морзе заказали картину для интерьера палаты Конгресса в Капитолии. Это должен был быть триптих, на котором были бы изображены президент со своим кабинетом в окружении двух палат Конгресса.
Но работа не была сделана. Вместо этого, в 1823 году Морзе провел свои выставки в Нью-Хейвене, Бостоне и Нью-Йорке. После короткого возвращения в Нью-Хейвен, где теперь жила его семья, Морзе снова начал жизнь странствующего портретиста.
Морзе был очень общителен и обаятелен, его с охотой принимали в домах интеллектуалов, богачей и политиков. Кроме того, он обладал редким даром заводить знакомства.
Среди его друзей были политик М.-Ж. Лафайет, романист Дж. Ф. Купер и даже президент США А. Линкольн. В стремительно растущем Нью-Йорке он создал несколько самых интересных портретов, когда-либо выполненных американскими художниками.
С. Морзе. Портреты Джеймса Монро (слева) и маркиза де Лафайета
В 1825 году Морзе вместе с Генри Инманом, Эшером Дюраном, Уильямом Данлепом и Чарльзом Ингама основал в Нью-Йорке общество живописцев – Национальную Академии дизайна ( National Academy of Design), которое избрало его президентом, которым он пробыл в течение первого десятилетия существования Академии.
С. Морзе. Галерея Лувра, 1831-32
Краеугольным камнем концепции Академии у Морзе было то, что ее членство будет ограничено только профессиональными художниками. Он пытался организовывать все на примере лондонской Королевской Академии. Не всегда получалось лично присутствовать и следить за работой академии, ведь Морзе продолжал активно трудиться в качестве художника.
А в 1829 году Академия отправила Морзе в Европу для изучения устройства рисовальных школ и выдающихся произведений живописи, что позволило претворить в жизнь давно запланированную мечту вернуться в Старый Свет.
Друзьями и спонсорами был собран Фонд в размере $ 3000, что позволило Морзе три года путешествовать и учиться в Европе, побывать в Лондоне, Париже, Северной Италии, Риме и Швейцарии, где он часто находился в компании американских товарищей – художников, которые приезжали учиться за границу.
Samuel Finley Breese Morse Little Miss Hone 1824 г.
В Америке художники, преданные избранным жанрам, были обречены на полуголодное существование или же, подобно Пилу, открывали частные музеи, где наряду с всякими диковинами выставляли свои полотна. Опыт Пила натолкнул Морзе на мысль написать картину, которая заинтересовала бы Америку, никогда не видевшую ни в подлиннике, ни в копии «Мону Лизу», «Тайную вечерю» и другие шедевры мирового искусства.
Samuel Finley Breese Morse Portrait of Lucretia Pickering Walker Morse 1822 г. Mead art Museum, Amherst College
Практически весь 1931 год Морзе провел в Париже, работая над картиной «Галерея Лувра» (Музей американского искусства, Чикаго), которую он окончил уже после своего возвращения в Нью-Йорк в конце 1832 года. Художник изобразил Квадратный Салон Лувра, а на заднем плане изобразил столько шедевров знаменитого музея, сколько могло вместить полотно.
В 1832 году Морзе, преисполненный надежд, упаковал холсты и вернулся в Америку на пакетботе «Сэлли». Он взошел на борт «Сэлли» художником, а высадился на берег изобретателем. ….. но это – совсем другая история
Samuel Finley Breese Morse The Goldfish Bowl (Mrs. Richard Cary Morse and Family) 1835 г.