Вполне очевидно о чем хотел сказать художник: “Вино и женщина – нет в этом мире более совершенных созданий”. Достаточно вспомнить лишь два шедевра великих художников – “Рождение Венеры” А.Кабенель (Франция. Париж. Музей “ОРСЭ”) и “Обнаженная Маха” Ф.Гойя(Испания. Мадрид. Музей “ПРАДО”). Этикетка повторяет идею. Безобидный рисунок. Даже не рисунок, а так – первоначальные наброски.
Рекомендовано Креативным агентством МОЙ МИР
www.moimir.md
Но… На дворе 1993 год. И уже художники выстроились в очередь, чтобы осчастливить своими творениями винные этикетки Шато Мутон Ротшильд (Chateau Mouton Rothschild). И вместо того, чтобы в конце концов “научиться прощать другим чужой успех”, по-прежнему правит бал зависть и предательство. Именно свои, именно художники пустили первый слух: “Какой ужас! Неужели все ослепли! На этой мазне молодая девушка, которая мечтает стать женщиной!”. Дальше больше. “А Вы знаете, КТО нарисовал эту карикатуру на высокое искусство? Бальтюс (Baltus) – французский художник польского происхождения. А знаете, чем он увлечен? Псевдонаучными работами Зигмунда Фрейда – “Психосексуальное развитие личности” и прочей чушью!!!”.
Вокруг этикетки 1993 года Бальтюса разворачиваются нешуточные споры. Было бы смешно, если бы не было так грустно. Представьте только. Торговая палата Соединенных Штатов Америки… запрещает ввоз в свою страну вино с такой этикеткой. Формулировка: “Чтобы не допустить моральное разложение подрастающего поколения”. У меня всего три вопроса. С каких пор американские дети пьют вместо любимой кока-колы вино великих замков? У детей совсем нет родителей, которые бы растолковали малышам, что такое хорошо, а что такое плохо? Как много американцев может себе позволить вино Шато Мутон Ротшильд, чтобы это угрожало детям Америки? Но это всё эмоции. На вино наложили категорический запрет ввоза. Какой выход? Чтобы лично Вы сделали? Возможно сказали бы, что раз не хотят, значит не получат это вино (как известно лошади легче, если с телеги кто-либо сойдет). Нужно напомнить, что на дворе 1993 год. И уже 5 лет как умер барон Филипп де Ротшильд. Решение придётся принимать дочери – Филиппине. И решение было найдено, решение достойное памяти отца. Была выпущена специальная серия – для США. Тот же светло оливковый фон, но… без обнаженной Венеры.
……..
И что в итоге? Истинные коллекционеры (я говорю об американцах) конечно же добавили 1993 год (пустую). А через время, когда страсти поутихли, в ту же коллекцию добавили оригинальное вино с оригинальной этикеткой. Заплатив таким образом… двойную цену (за один и тот же год). Ну а как весь остальной мир? Даже те, кто никогда не коллекционировал, неожиданно для себя решили попробовать. И догадайтесь, с какой этикетки у них начинается великая страсть коллекционера? Правильно – с 1993 года. И уже фраза “молодая девушка, которая мечтает стать женщиной” не вызывает протеста. Разве это желание противоестественно? Или позабылось, кому мы должны быть благодарны за появление в этом мире? Выиграл и художник. Многие ли знали до 1993 года Бальтюса (Balthus), на всякий случай – граф Бальтазар Клоссовски де Рола. Да, в 1991 году он получил императорскую премию “За личные достижения и международное влияние, которое оказали своим искусством на духовное обогащение всего мирового сообщества”. Собственно поэтому он и был приглашен баронессой Филиппиной де Ротшильд для оформления этикетки. Но стал поистине знаменит через два года, лишь в 1993 году, благодаря скандалу, завистливым коллегам и поверхностному подходу торговой палаты США. Не все знают очень важный факт. Пройдет время и на кладбище, чтобы проститься с умершим Бальтюсом прибудет Президент Франции Жак Ширак. Любопытно, а на похоронах хотя бы одного человека из торговой палаты США (принимавших курьезное решение об этикетке 1993 года) был ли Президент США? Сомневаюсь.
Любопытный факт. Как широко известно, существует две работы Франсиско Гойя – “Обнаженная Маха” и “Одетая Маха”.
В 1930 году частный производитель выпустил почтовые марки с этими изображениями. Испанская почтовая служба одобрила обе. Но власти США наложили запрет. И эти две марки не допускались в Америку. Письма возвращались обратно в Испанию. Но уже в 1958 году именно в США выходит полнометражный художественный фильм “Обнаженная Маха” (кстати, полная безвкусица. В 1999 году пришлось этот фильм переснять испанцам. Очень рекомендую. Опять же… Пенелопа Крус). Ничему похоже американцев История не учит.
Чтобы убедиться в этом, предлагаю вместе понаблюдать за судьбой совершенно новой этикетки, выполненной для Шато Мутон Ротшильд. Похоже ей тоже уготовано судьбой быть “скандальной”.
Итак. Позвольте представиться – Этикетка 2010 года.
Знакомый сюжет. Не правда ли? Посмотрим на этикетку не предвзято, т.е. – спокойно. “Рождение Венеры”? Точно. И какой то детский рисунок серебристой краской. Кораблик? Солнце? В чём подвох? Подвоха на первый взгляд нет.
А если я Вам скажу (как художник художнику), что эту картину нарисовал Джефф Кунс, связавший себя узами Гименея (проще говоря – женат) с Чиччолиной, порнозвездой Италии? Неужели Вы ничего эдакого не додумаете сами? Какой-то странный кораблик, зажатый справа и слева скалами, словно ногами… Как художник художнику, – разве Вы не видите, что Джефф делает недвусмысленный намек на знаменитую картину “Происхождение мира” Гюстава Курбе (Франция. Париж. Музей “ОРСЭ”)?
Дальше больше.
Основное полотно называется “Афродита Анадиомена” (т.е. с греческого – рожденная из моря). И в заключение скажу как художник художнику, это не Афродита, это знаменитая гетера Фрина Афинская, которую даже судили за распущенность. Неужели Вам всего этого мало?!
Но пройдет время. И все станет на свои места. О чем думал художник в момент создания этой этикетки, можно лишь догадываться. Возможно он сказал бы, что работа наполнена глубоким философским смыслом. Спросите, что может быть философского в обнаженке? Справедливости ради нужно сказать, что на момент создания этикетки 2010 года Чиччолина и Джефф Кунс были уже в разводе. Это, во-первых. А во-вторых, это не просто работа Апеллеса “Афродита Анадиомена”, а фреска со стен Помпеи. Как известно за грехи люди были наказаны извержением вулкана и погибли под пеплом. Эта картина, как предостережение нам, ныне живущим. Умеренность или всё сжигающая страсть? Где грань? Кто знает? И вообще, кто без греха? Помпея и … смерть. Происхождение мира и … жизнь. Где грань? Каждый выбирает сам. И ответственный за поступки – сам.
Вы говорите “гетера”. Но это ведь одни из самых просвященных женщин той эпохи. Чтобы приблизиться к пониманию роли этих женщин в истории, достаточно прочитать книгу Ивана Ефремова “Таис Афинская”. Показательна, впрочем и жизнь гетеры Фрины Афинской. Да, её судили (точнее, пытались осудить). На суде больше всех распылялся тот, кому было отказано в любви. Ведь именно женщина (гетера) решала тогда, с кем быть. И ни за какие деньги её любовь невозможно было купить. На этом знаменитом суде её спас адвокатский талант Гиперида. В тот момент, когда решение было практически принято и ей угрожала смерть, Гиперид сказал знаменитую фразу: “Благородные судьи! Поклонники Афродиты! Посмотрите, а потом уж приговорите к смерти ту, которую сама Богиня признала бы своей сестрой”. После этого он сорвал с Фрины хитон. И перед судьями предстало белоснежное совершенство.
Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить жрицу Афродиты. Неудивительно, ведь по представлениям древних греков, в таком совершенном теле не может скрываться порочная душа. Фрину оправдали.
“Фрина перед Верховным Судом”. Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerom). 1861.
Германия. Гамбург. Художественная галерея
Чтобы понять, что перед нами неординарный человек, нужно вспомнить, что в свои 25 лет, когда Фрина купалась в роскоши, и ей завидовали совершенно все женщины Афин, она пришла к Диогену (который, кстати, в тот момент жил не в бочке – как общепринято, а в пифосе, т.е. глиняном сосуде для вина). И уже не её просили мужчины, а просила она (возможно впервые в жизни). И она просила у Диогена – за любую плату – мудрости.
Вот такая получилась “Этикетка 2010 года” Джеффа Кунса (Jeff Koons) – одного из самых высокооплачиваемых художников современности.