Самая невероятная фотография самого опасного радиоактивного материала Чернобыля

Эта фотография впервые появилась в Америке в конце 1990-х годов, после того как новое правительство независимой Украины основало Чернобыльский Центр по проблемам ядерной безопасности, радиоактивных отходов и радиоэкологии. Через некоторое время Центр решил призвать к сотрудничеству в этой сфере правительства других стран. Министерство энергетики США призвало помочь Тихоокеанскую северо-западную национальную лабораторию – известный научный центр, расположенный в Ричленде (штат Вашингтон). В этой сцене, несомненно, есть нечто жуткое и зловещее. Перед собой Вы видите скопление одного из самых токсичных веществ, когда-либо созданных человечеством, называется оно кориум.Мужчину, запечатлённого на фотографии выше, зовут Артуром Корнеевым. Он бывал в зоне отчуждения намного чаще, чем кто-либо другой, и неоднократно подвергался сильному воздействию радиации. Удивительно, но Артур Корнеев до сих пор жив.


В первые дни и недели после катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, произошедшей в апреле 1986 года, нахождение в одной комнате с этой грудой радиоактивного материала, известной как «Слоновья нога», убило бы любого человека всего за пару минут. И даже десятилетие спустя, когда была сделана эта фотография, радиация возле «Слоновьей ноги» ничуть не уменьшилась. Она, по всей видимости, стала причиной странного поведения плёнки и возникновения на фотографии зернистости. Мужчину, запечатлённого на фотографии выше, зовут Артуром Корнеевым. Он бывал в зоне отчуждения намного чаще, чем кто-либо другой, и неоднократно подвергался сильному воздействию радиации. Удивительно, но Артур Корнеев до сих пор жив.

В это же время..в конце 90-х в отделе информационных технологий Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории работал молодой специалист Тим Ледбеттер. Ему поручили создать библиотеку цифровых фотографий, которые Министерство энергетики США могло бы предоставить американской публике (точнее, тому небольшому количеству населения, которое на тот момент имело доступ к Интернету) в рамках своей работы над Международным проектом по ядерной безопасности. Тим Ледбеттер получал фотографии от членов проекта, которые находились в Украине, своих коллег из Чернобыльского Центра по проблемам ядерной безопасности, радиоактивных отходов и радиоэкологии, а также внештатного фотографа. Среди сотен фотографий неуклюжих бюрократических рукопожатий и людей в белых халатах можно было встретить около десятка снимков руин, сделанных внутри 4-го энергоблока, где десять лет назад, 26 апреля 1986 года, в ходе испытания турбинно-генераторной системы Чернобыльской электростанции взорвался ядерный реактор.

В результате взрыва высоко над объектом образовалось отравляющее радиоактивное облако, в внизу – самое ядовитое вещество на планете Земля под названием «кориум».

По словам Митчелла Фармера, старшего ядерного инженера из Аргоннской национальной лаборатории (ещё один национальный исследовательский центр Министерства энергетики США, который находится в 40 километрах от Чикаго), кориум создавался вне лабораторных условий, по меньшей мере, пять раз. Первый раз это произошло в 1979 году во время аварии на атомной электростанции Три-Майл Айленд в Пенсильвании, второй – на Чернобыльской АЭС, а третий, четвёртый и пятый – на Фукусима-1 в Японии в марте 2011 года. Фармер работает над созданием модифицированной версии кориума в лабораторных условиях для того, чтобы лучше понять, как можно смягчить последствия аварий в будущем. К примеру, в результате исследований вещества было обнаружено, что если его обдать водой сразу после того, как оно образуется, то это предотвратит продукты деления от распада и возникновения более опасных изотопов.

В результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции радиоактивная масса кориума, которая не была вовремя подвергнута охлаждению, в течение недели перемещалась по объекту, смешиваясь с расплавленным бетоном и песком, а также молекулами урана (топливо) и циркония (облицовочный материал). Эта ядовитая лава стекала вниз; её температура была настолько высокой, что она, в конечном счёте, прожгла пол в здании. Когда ядерные инспекторы, наконец, получили доступ к объекту спустя несколько месяцев после аварии, они обнаружили, что 11 тонн кориума превратились в серую массу три метра шириной, которая покоилась в углу помещения парораспределительного коридора. Они окрестили её «Слоновьей ногой».

В течение многих лет «Слоновья нога» охлаждалась и трескалась. Даже сегодня её температура, по оценкам специалистов, незначительно превышает температуру окружающей среды, поскольку радиоактивный материал находится в стадии разложения.

Ледбеттер точно не помнит, где он взял эти фотографии. Он начал создавать библиотеку почти двадцать лет назад, и на вебсайте, где они когда-то были размещены, остались только во много раз уменьшенные изображения. (Ледбеттер, который до сих пор работает в Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории, был удивлён, узнав, что этот сайт по-прежнему остаётся общедоступным.) Ледбеттер уверен, что он не поручал никому делать фотографии «Слоновьей ноги». Скорее всего, они были отправлены его украинскими коллегами.

* * * * *

В 2013 году Кайл Хилл случайно наткнулся на эту фотографию в Интернете, когда писал статью о «Слоновьей ноге» для журнала «Наутилус». Он нашёл её на старом сайте Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории. Если Вы покопаетесь в коде страницы, то сможете найти давно забытую подпись к фотографии: «Артур Корнеев осматривает поток лавы “Слоновья нога”, Чернобыльская АЭС. Фотограф неизвестен. Осень, 1996 год». Ледбеттер подтвердил, что данная подпись соответствует фотографии.

Артур Корнеев – казахстанский ядерный инспектор, целью деятельности которого является информировать и защищать людей от «Слоновьей ноги», появившейся после взрыва на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году. Последний раз Корнеев давал интервью корреспонденту Генри Фаунтейну из “The New York Times” в 2014 году. Это было в Славутиче (Украина), городе, построенном для постоянного проживания работников Чернобыльской АЭС и членов их семей после аварии.

После тщательного изучения подписей к похожим фотографиям разрушенного реактора можно обнаружить, что все они были сделаны Корнеевым. Вполне вероятно, что представленная выше фотография – это селфи. По всей видимости, Корнеев увеличил время выдержки, чтобы успеть принять позу. Этим объясняется то, почему на фотографии он запечатлён в движении, а свет от его фонарика выглядит как вспышка молнии. В свою очередь, зернистость снимка вызвана радиацией.

 

Увеличенная фотография, на которой запечатлён Артур Корнеев

Для Артура Корнеева эта поездка в зону отчуждения была всего лишь одной из сотен опасных миссий. Впервые он побывал на Чернобыльской атомной электростанции через несколько дней после трагедии. Изначально перед ним поставили задачу найти топливные отложения и определить их уровень радиации. (Уровень излучения возле «Слоновьей ноги» достигал 10000 рентген в час; этого было достаточно для того, чтобы менее чем за две минуты убить человека, находящегося в метре от него.) Вскоре после этого Корнеев присоединился к ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Многие из них позднее умерли от лучевой болезни. Несмотря на то, что Корнеев неоднократно получал невероятно высокие дозы радиации, он остался жив и принял участие в строительстве бетонного саркофага.

* * * * *

В 2001 году Корнеев вместе с репортёром из “Associated Press” побывал на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС, где уровень радиации всё ещё достигал 800 рентген в час. В 2009 году Марсель Теру, знаменитый романист, написал статью для журнала “Travel + Leisure” о своей поездке в зону отчуждения и безумном гиде без защитной маски, который пошутил насчёт того, что чувство тревожности Теру является «чисто психологическим». Теру называет этого мужчину Виктором Корнеевым, хотя, скорее всего, этого человека на самом деле зовут Артуром, поскольку несколько лет спустя в своей статье для “The New York Times” он отпустил ту же самую шутку.

Где находится Корнеев, и чем он занимается сейчас, никто не знает. Полтора года назад в “The Times” писали, что он помогает планировать строительство изоляционного арочного сооружения «Укрытие-2», которое должно завершиться в 2017 году. Оно накроет собой устаревшее «Укрытие» и обеспечит защиту окружающей среды от радиоактивных частиц.

Артур Корнеев ни капли не жалеет о том, чему он посвятил свою жизнь. «Советская радиация – самая лучшая радиация в мире», – шутил он.

По материалам

Комментарии

Powered by Facebook Comments