Глядя на эти работы, создается впечатление, что текстиль даёт даже больше возможностей для самовыражения, чем живопись. У истоков современного молдавского гобелена стоят Елена Ротару, Мария Сака-Рэчилэ, Кармелия Головинова, Сильвия Врынчану, Андрей Негурэ, Людмила Одайник
Большая коллекция молдавских ковров и гобеленов, созданных молдавскими ковровщицами, находится (или должна находится) в Государственном Художественном Музее Молдовы
Благодаря контрасту фактур создается иллюзия света и движения. Молдавский гобелен 60-80-х годов прошлого века,, вызывает бесконечный ряд ассоциаций, чарует глаз красотой естественного материала, богатыми возможностями фактур. У мастеров молдавского гобелена уже в те времена сложились свои художественные приемы оформления гобелена, свои стилистические особенности отличающиеся от стилевых особенностей других регионов страны, (а речь идет о Советском Союзе) что дало основание, уже тогда, говорить о существовании молдавской школы гобелена. Особое развитие получил гобелен в этот период , что связано с многовековой традицией ткацкого ремесла. Профессиональный гобелен вырос на почве народной традиции, переняв художественные ценности и технические приемы. Это объясняет преобладание в молдавском гобелене выразительных декоративных художественных решений.
Творчество молдавских мастеров обрело определенное направление, сложившиеся стилистические особенности. А это и новые формы, и сюжеты, и материалы, и техника исполнения, и все это позволило гобелену выделиться в самостоятельное яркое явление в молдавском прикладном искусстве. Наряду с утвердившейся линией тематического гобелена развивается направление декоративного гобелена. Лежащий в основе этого направления принцип заключается в остроте или гармонии колористических сопряжений, выявлении фактуры и структуры плетения, применении авторами новых нетрадиционных материалов.
Гобеленам Елены Ротару (род. 1938) свойственны напряженные контрасты красочных сочетаний, преобладание линии и цельного пятна. Исполненные внутренней динамики тематические композиции художницы смелы и оригинальны по замыслу и исполнению.
Елена Ротару “Урожай” 1974 год Государственный Художественный Музей Молдовы в Кишиневе
Елена Ротару “Трудовое лето” 1977 год
Автор интересных декоративных гобеленов Сильвия Врынчану (род. 1940) предпочитает пластику рельефной поверхности в сочетании с сочной цветовой гаммой. Гобелен „Маланка“, изображающий веселое новогоднее шествие ряженых, — один из примеров обращения к молдавскому фольклору.
Сильвия Врынчану “Дары земли” 1984 год Государственный Художественный Музей в Кишиневе
Тонкая гармония в рисунке и цвете чувствуется в гобеленах Камелии Головиновой (род. 1938). Сегодня, кроме традиционных настроений, свойственных гобелену „Москва Олимпийская“, он вызывает и необыкновенно ностальгические воспоминания, свойственные и времени и мероприятию, которому посвящен гобелен. Ее работам присуща гамма неярких, но выразительных красок .
Творческое развитие и обогащение традиций молдавского ковра нашло оригинальное и самобытное воплощение в произведениях ковровщицы Марии Рэчилэ (род. 1941) В своем творчестве автор чаще всего обращается к образу современницы — сельской девушки. Таковы ее гобелены „Народные умельцы“, „С работы“, „Сельский хор“. Богата и удивительно красива красочная палитра ее гобеленов, напоминающих драгоценную фресковую живопись.
Мария Рэчилэ гобелен “Сельский хор”1971 год
Государственный Художественный Музей в Кишиневе
Мария Рэчилэ “Народные мотивы” 1979 год
Андрей Негурэ – учился в Венгрии. И в 1984-85 годах, вернувшись в Кишинев, создал свою школу. Объединившую в себе самое лучшее из многих школ бывшего Союза.
Гобелен “Лимба ноастрэ” 1988 год
Сильвия Врынчану
Ковер “Жок” 1971
Государственный Художественный Музей в Кишиневе
Елена Ротару 1938
Ковер “Свадьба” 1970
Государственный Художественный Музей в Кишиневе
Елена Ротару
Ковер “Подсонухи” 1967
Государственный Художественный Музей в Кишиневе
Мария Рэчилэ
Ковер “Народные мотивы”1973
Мария Рэчилэ
Ковер “На страже мира” 1970
Кармелия Головина 1938
Ковер “У колодца” 1971
Людмила Одайник 1941
Ковер “Всадники” 1968