“…Смерть непонятна, иррациональна и, по сей день, полна мистицизма. Она пугает, но вместе с тем и притягивает к себе, интригует. И человечество, век за веком, придумывает различные погребальные ритуалы, параллельно пытаясь приукрасить смерть, тем самым не принимая её такой, какой она есть на самом деле.”
Итак! Посмертные фотографии. Впечатлительным тему не открывать!
Это явление, практически исчезнувшее в начале XX века, в наши дни многим кажется бизарным или даже патологическим. На самом же деле, перед нами не фотография трупа, не напоминание о смерти, а трогательное воспоминание о любимых и близких людях. Маленькая вещица, кусочек бумаги, переживающий время и человеческую память.
На рубеже XVIII-XIX веков формирование изысканных погребальных и траурных традиций викторианской Англии, с одной стороны, и высочайшая детская смертность в Европе и Северной Америке, с другой, фактически подготовили благодатную почву для создания концептуального прототипа посмертной фотографии в живописи.
По этим портретам практически невозможно узнать о драматических предпосылках, которые привели к их созданию. Но для выделения этих работ из общей массы живописных портретов, художники вносили в изображение четко регламентированные символы, указывающие на то, что изображенный ребенок уже мертв : перевернутую розу в руках малыша, цветок с надломленным стеблем, цветы «утреннее сияние» (morning glories) — цветок расцветающий, увядающий и осыпающийся в течении одного дня, а так же тщательно проработанные и выделяющиеся часы, стрелки которых указывают на время смерти.
Приблизительно в 50-х годах XIX столетия появляются заказные дагерротипы изображающие умерших людей. В большинстве случаев речь идет о портретах младенцев и маленьких детей, но так же встречаются работы с более взрослыми портретируемыми. Изображения людей среднего возраста достаточно редки в то время, а портреты стариков практически отсутствуют. Фотографии эти заказывались родственниками усопшего вскоре после смерти и делались обычно на дому, хотя студийные снимки, особенно в период становления посмертной фотографии, тоже не редкость. В силу того, что в те времена этот тип фотографии не существовал в Восточной Европе и России, в русском языке не появился термин для определения фотографий такого рода, тогда как англоязычные ресурсы предлагают следующую терминологию : post mortem photography – посмертная фотография собственно, memorial photography – мемориальная, поминальная фотография, memento mori photography – этот поэтический термин недоступен прямому переводу, ибо “momento mori” означает «помни о смерти» и является древним латинским выражением со своей, никак не связанной с фотографией, историей.