И снова русский балет, такой фактически неизвестный в России. Фотографии, воспоминания, рецензии – все в основном находится там, за пределами нашей страны. Настоящие сокровища сейчас можно найти в виртуальных библиотеках США, Австралии, Германии. Они берегут то, от чего мы когда-то отказались в пылу политической борьбы за власть. Мы отказались от красоты и это может быть до сих пор и не дает нам жить нормально. Прекрасная Анна Павлова больше всего на свете ценила именно ее и сделала поклонение красоте делом своей жизни. Незаконнорожденная дочь прачки, девочка, которая в силу своего социального положения, вряд ли могла бы рассчитывать на что-то серьезное в своей жизни, покорила весь мир своим искусством и покоряет его даже сейчас, спустя более чем восемьдесят лет после своей смерти…
Красота не терпит дилетантства. Служить ей – значит посвятить себя ей целиком. Без остатка!!!
Анна Павлова
Небольшие цитатки об Анне Павловой из книги “Тайна лебедя (Анна Павлова)” Елены Арсеньевой :
Она не играла, а буквально трепетала, и не танцевала – а просто-таки летала по воздуху. Можно было наблюдать собственно два спектакля: один – на сцене, а другой – в зрительном зале; не только мужчины, но и женщины не могли сдерживать волнения чувств и то и дело прерывали танцы г-жи Павловой одобрительными возгласами от глубины и напряженности испытываемых ощущений.
Анюта была принята в балетную школу. И она всегда считала, что именно тогда началась ее жизнь… Талантливых среди девочек в школе и балерин в театре было много. И все же… даже среди них, многих, среди Вагановой, Кшесинской, Егоровой, Рославлевой, Преображенской, Гельцер она, Павлова, была одна. Слишком, пожалуй, отрешенная от жизни и суеты (такое ощущение, что реальность для нее лишь ожидание), она преображалась в балете. Технике можно научиться – грации не приобретешь. А у нее грация была. …И не существует для нее невозможного. Надо – ее движения будут расплывчаты и туманны. Надо – остры и сверкающи. Именно поэтому она равно блистательна и в русской пляске, и в испанском танце.
В те времена слово «балерина» не было синонимом слова «танцовщица». «Балерина» – официальный титул, звание – почетное звание, заслужить которое было не слишком-то просто, даже танцуя в балете. Кордебалет – это были не балерины. Павлова получила титул в 1902 году, более чем заслужив его за три года работы на сцене. Роли сыпались на нее дождем: «Дочь фараона», «Раймонда», «Тщетная предосторожность», «Марко Бомба», «Жизель», «Эсмеральда», «Коппелия», «Привал кавалерии», «Арлекинада», «Времена года», «Царь Кандавл», «Баядерка», «Синяя борода», «Сильвия», «Ацис и Галатея», «Фея кукол», «Пробуждение Флоры», «Пахита»,
«Камарго», «Спящая красавица», «Волшебная флейта», «Приглашение к танцу», «Дон-Кихот», «Корсар», «Ручей» и многие другие. В некоторых из этих спектаклей она проходила путь от роли промежуточной до заглавной.
Гастроли по Америке были длинными и трудными. В специальном поезде из семи вагонов на протяжении более двадцати недель труппа объездила Соединенные Штаты и Канаду. Балет в эти годы был в США развит слабо… Павлова, со своей стороны, открыла американцам, какие глубины выразительности кроются в классическом танце, в котором они привыкли видеть лишь трюк: не более как умение крутиться и «бегать на
пальцах». Из всех номеров, которые артисты танцевали вместе, наибольшим успехом пользовалась
«Вакханалия» на музыку Александра Глазунова.
Она любила повторять, что красота танца значила для нее всё, а уродство – ничего (и она категорически отвергала то, что казалось ей уродливым, и, в частности, некоторые пластические элементы новой хореографии). По ее суждению, красота дарила людям счастье и приближала к совершенству.
Когда композитор Камилл Сен-Санс увидел своего «Лебедя» в исполнении Павловой, он добился встречи с ней и преподнес букет белых роз, среди которых была одна кроваво-красная. Павлова танцевала Лебедя в белоснежном одеянии с рубиновой брошью на груди – это была словно бы рана, нанесенная в сердце, она производила впечатление поразительное и нарушала то умиротворение смерти, которое Павлова изображала сначала, когда танец был только что поставлен. С алым пятном посреди белизны перьев смерть лебедя становилась гибелью, трагедией!
Дирижер Уолтер Хайден писал: «Тайна Павловой в том, что она была подобна динамо: постоянно отдавая
энергию, возобновляла ее изнутри». Perpetuum mobile[Вечное движение, «вечный двигатель» (лат.).] ? Не только. Тайной этой балерины была непомерная, нечеловеческая гордыня – та самая, которая и сделала ее великой Павловой, божественной Павловой. Без этого «сокрытого движителя» никакой талант не превратится в гений, никакая энергия не поможет. А еще двигал ею крайний индивидуализм. В конце концов она поняла, что только тот
может оставаться всегда первым, кто пустился в путь один.
Ноги, господи-боже, какие у нее были ноги! Какой подъем! Да разве может быть у женской ножки такой выразительный, говорящий подъем? Какая тонкая щиколотка! Аристократически изящная! Какая длинная, немыслимо стройная голень! Создана для поцелуев!
Павлова завоевала мир. За двадцать два года гастролей она дала более девяти тысяч спектаклей, истанцовывая в год две тысячи пар балетных туфель, которые специально для нее шил знаменитый итальянский мастер Никколини. Ее называли не артисткой, а явлением природы. Ее именем – именем русского лебедя – называли сорта тюльпанов и роз.
В час ночи с четверга на пятницу 23 января 1931 года Анна умерла. Говорят, последними ее словами были : -Принесите мне мой костюм лебедя…
С этим, правда, спорят, уверяют, будто говорила она что-то другое… но вряд ли. Это так на нее похоже! Ведь лебедь поет перед смертью, а она хотела перед смертью танцевать. Какая, в сущности, разница?..
Когда ребенком я бродила среди сосен, я думала, что успех – это счастье.Я ошибалась.Счастье – это мотылек, который чарует на миг и улетеет.
Анна Павлова
Источник : http://www.liveinternet.ru/