Молдова – край самых красивых колодцев. Интереснейшие образцы архитек­туры малых форм.

Молдавия — край колодцев. Здесь на одного жи­теля приходится больше колодцев, чем по всей стране. А в селе София Дрокиевского района число колодцев превышает количество дворов.

Как памятники человечности, доброте стоят ко­лодцы на молдавской земле, которую народная балла­да называет „устами рая“.

“И оседлал Фэт-Фрумос волшебного коня, того самого, что мчится быстрее мысли, а ест только раска­ленные угли. И поскакал он к роднику с живой водой, что течет в расщелине меж двумя черными горами, ко­торые вечно бьются лбами, точно упрямые бараны. Только в полдень, в короткую минуту роздыха, уста­лые горы замирают. Тут-то и надо изловчиться и на­брать живой воды, которая воскрешает мертвых, ис­целяет больных, возвращает молодость старикам…”

Кто же в сегодняшней жизни ищет воду? Фынтынарий—колодезные мастера. Говорят, что у них есть вол­шебные ключи от . . . ключей земных.

Утром, до солнышка, выходит в поле такой мастер и присматривается, где роса гуще пала, где какая во­долюбивая трава-мурава растет. А то прильнет к земле ухом и, похоже, слышит за десятки метров шепот под­земных струй. Наконец поднимется, отряхнет колени, утрет вспотевший лоб и скажет: „Здесь“. И не оши­бется. Про таких прозорливцев говорят, что они сквозь землю видят.

Минуют дни, недели, и вот еще в одном колодце отражается синее небо Молдовы. Колодцы, на краю ли, в центре ли села, в чистом ли поле, издревле были для молдаван местом, где они встречались, где завязы­вались беседы, сообщались и обсуждались новости.

Испокон веков крестьяне бережно от­носятся к воде, связывая с ней мечту о бога­том урожае, изобилии. Не случайно в наши дни особое значение приобрело оформле­ние колодцев и источников. Сельские жи­тели с необычайной заботой и тщанием украшают их. Многие колодцы и источни­ки, особенно в северных районах, превра­тились в интереснейшие образцы архитек­туры малых форм.

Чаще всего над верхни­ми венцами сруба сооружается небольшой павильончик, покрытый четырехскатной кровлей. Стены его, выполненные из реек, окрашиваются в яркие, веселые тона (крас­ные, синие, желтые); фронтончики распи­сываются лубочными картинками, на кото­рых мы видим и оленей, и лебедей, и павли­нов, и девушку у колодца, и прекрасный ландшафт, — то есть все то, что столь при­вычно для декоративной народной живопи­си.

Главный художественный акцент в та­ком сооружении делается на оформлении его кровли. Выполненная из жести мето­дом просечки с последующей чеканкой от­дельных деталей, она украшена шпилем, петушком или солярным знаком. При стро­ительстве колодцев используются различ­ные изобразительные сюжетные мотивы. Один из наиболее распространенных—жу­равль, опускающий клюв с привязанным к нему ведром в колодец. Его верхняя часть выполнена в виде кувшина с ручкой, обли­цованного керамической плиткой. Некото­рые из таких ныне весьма распространен­ных колодцев не лишены курьезности: гро­мадный, в два этажа, журавль опускает клюв с ведром в такой большой кувшин, что в нем приходится делать дверь и заходить внутрь, иначе воду не достать.

Тем не менее оформление колодцев и источников всегда интересно. В нем отражаются особенности народного миро­восприятия; часто осуществляется синтез архитектуры, живописи и декоративно­прикладного искусства.

 

 

 

 

Комментарии

Powered by Facebook Comments