Молдавия — край колодцев. Здесь на одного жителя приходится больше колодцев, чем по всей стране. А в селе София Дрокиевского района число колодцев превышает количество дворов.
Как памятники человечности, доброте стоят колодцы на молдавской земле, которую народная баллада называет „устами рая“.
“И оседлал Фэт-Фрумос волшебного коня, того самого, что мчится быстрее мысли, а ест только раскаленные угли. И поскакал он к роднику с живой водой, что течет в расщелине меж двумя черными горами, которые вечно бьются лбами, точно упрямые бараны. Только в полдень, в короткую минуту роздыха, усталые горы замирают. Тут-то и надо изловчиться и набрать живой воды, которая воскрешает мертвых, исцеляет больных, возвращает молодость старикам…”
Кто же в сегодняшней жизни ищет воду? Фынтынарий—колодезные мастера. Говорят, что у них есть волшебные ключи от . . . ключей земных.
Утром, до солнышка, выходит в поле такой мастер и присматривается, где роса гуще пала, где какая водолюбивая трава-мурава растет. А то прильнет к земле ухом и, похоже, слышит за десятки метров шепот подземных струй. Наконец поднимется, отряхнет колени, утрет вспотевший лоб и скажет: „Здесь“. И не ошибется. Про таких прозорливцев говорят, что они сквозь землю видят.
Минуют дни, недели, и вот еще в одном колодце отражается синее небо Молдовы. Колодцы, на краю ли, в центре ли села, в чистом ли поле, издревле были для молдаван местом, где они встречались, где завязывались беседы, сообщались и обсуждались новости.
Испокон веков крестьяне бережно относятся к воде, связывая с ней мечту о богатом урожае, изобилии. Не случайно в наши дни особое значение приобрело оформление колодцев и источников. Сельские жители с необычайной заботой и тщанием украшают их. Многие колодцы и источники, особенно в северных районах, превратились в интереснейшие образцы архитектуры малых форм.
Чаще всего над верхними венцами сруба сооружается небольшой павильончик, покрытый четырехскатной кровлей. Стены его, выполненные из реек, окрашиваются в яркие, веселые тона (красные, синие, желтые); фронтончики расписываются лубочными картинками, на которых мы видим и оленей, и лебедей, и павлинов, и девушку у колодца, и прекрасный ландшафт, — то есть все то, что столь привычно для декоративной народной живописи.
Главный художественный акцент в таком сооружении делается на оформлении его кровли. Выполненная из жести методом просечки с последующей чеканкой отдельных деталей, она украшена шпилем, петушком или солярным знаком. При строительстве колодцев используются различные изобразительные сюжетные мотивы. Один из наиболее распространенных—журавль, опускающий клюв с привязанным к нему ведром в колодец. Его верхняя часть выполнена в виде кувшина с ручкой, облицованного керамической плиткой. Некоторые из таких ныне весьма распространенных колодцев не лишены курьезности: громадный, в два этажа, журавль опускает клюв с ведром в такой большой кувшин, что в нем приходится делать дверь и заходить внутрь, иначе воду не достать.
Тем не менее оформление колодцев и источников всегда интересно. В нем отражаются особенности народного мировосприятия; часто осуществляется синтез архитектуры, живописи и декоративноприкладного искусства.