Молдавский ковер поражает необычайным богатством и разнообразием орнаментальных мотивов. Предельно стилизованные, подчас доведенные в своей обобщенности до эмблем, орнаменты являются своеобразным отражением всего богатства реального мира, окружающего крестьянина
Молдавский ковер — удивительное творение человеческих рук. Простота его рисунка, скупая цветовая гамма сочетаются с необыкновенной тщательностью исполнения. Это становится ясно, когда наблюдаешь за работой известных ковродельщиц из села Таборы \ Оргеевского района. Каждая из них трудится над своим ковром с такой кропотливостью, словно чувствуют, что жить им предстоит не веками, а годами.
Расцветка традиционного молдавского ковра удивительно красива. Неяркие тона подобраны таким образом, что создают декоративный эффект.
Наиболее часто встречающиеся цветовые сочетания центрального поля и каймы: синий — с розовым или желтым, зеленый — с розовым или красным, коричневый — с голубым или желтым, розовый — с голубым, серым или зеленым, черный — со светлыми тонами.
Ковер – это цветущий луг, пришедший в дом-окно, распахнутое в поле и небо – эо сама душа той, что его задумала, натянула нити основы и выткала по ней чарующие узоры.
Особую выразительность цветовой гаммы старого народного ковра следует объяснить также применением естественных красителей, для изготовления которых в Молдавии широко использовались кора дуба, бука, сливы, цветы подснежника, фиалки, мальвы, молочая, красильного дрока. Умели мастера получать красители и из кожуры грецкого ореха, лука и т.д.
Молдавский ковер поражает необычайным богатством и разнообразием орнаментальных мотивов. Предельно стилизованные, подчас доведенные в своей обобщенности до эмблем, орнаменты являются свое образным отражением всего богатства реального мира, окружающего крестьянина.
Именно закономерности этого мира — гармония, симметрия, целесообразность, взаимосвязь частей в природе обусловили собой эти же качества в орнаменте.
Ковер приносит в дом шелест и молчание лесов(такие ковры крестьяне называли «лесной короной”), нив (это уже «колос”), садов (“роза”), саму жизнь (так они и зовутся «древо жизни”) Другими словами, ковер – это окружающий нас мир, отраженный в мозаике цвета и орнаменте.
Основные орнаментальные мотивы — растительные, геометрические, антропоморфные и зооморфные, хотя это разделение не всегда может быть проведено достаточно четко. Мастерица часто так свободно трактует формы, что цветок напоминает строго геометрическую форму, а абстрактный геометрический узор, наоборот, похож на цветок, человека или птицу. В молдавском ковровом орнаменте из растительных мотивов чаще всего встречаются изображения вазона с деревом, цветка и букета, гирлянд, а из геометрических — ромбовидные, крюковидные, звездообразные, зубчатые и ленточные. Особое разнообразие и богатство орнаментальных решений определяется тем, что каждый мотив приобретает у разных ковровщиц большое количество вариантов, выражающих индивидуальные склонности, личный вкус мастерицы.
Следует отметить, что если чисто геометрические мотивы можно встретить в ковровом орнаменте других республик (например, Украины, Белоруссии, Литвы), то стилизацию растительных мотивов, подобную молдавской, мы не встречаем нигде. Видимо, столь сильная геометризация растительных мотивов связана с чисто национальными стилевыми особенностями, которые формировались в процессе развития всей народной художественной культуры Молдавии.
В XX веке в ковровом искусстве Молдавии все большее место занимают ковры с черным фоном, на котором вытканы натуралистически трактованные крупные красные розы с зелеными листьями. Являясь в принципе результатом вторжения в народное творчество мотивов и приемов, порожденных веком технического прогресса, они в своей массе уступают старинным по художественному уровню. Вместе с тем среди них нередки образцы, обладающие немалыми эстетическими достоинствами. Мажорное сочетание красного и зеленого, яркий контраст с теплым черным фоном создают сильный, подчас грубоватый декоративный эффект. Неуемным темпераментом народной стихии веет от образного строя этих ковров, иногда напоминающих полотна Матисса.
Ковер сливается с миром также как сливаются с ним сердца и руки неутомимых ковродельщиц