Молдавская иконопись. Уникальная коллекция Государственного Художественного Музея Молдовы.

«Что доставляют писания умеющим читать их, то доставляют иконы неученым, когда те смотрят на них. Икона служит простому народу вместо книги».  – средневековое изречение

Значительное количество уникальных памятников молдавской иконописи были обнаружены с начала 60-х годов в экспедиционных поездках по республике.

Одной из самых ранних икон в собрании музея является “Скорбящая Богоматерь” XVI века.

Икона “Иисус Христос” XVII века, выполненная неизвестным художником передает самобытность образа.

Парные иконы XVII века “Богоматерь Одигитрия” и “Христос Пантократор” совершенны в своей согласованности контрастов цвета. Их рисунок упрощен и доведен до схемы что говорит о безыскусности мастера

Очень интересный образец молдавской иконописи – часть живописного иконостаса, выполненного в XVIII-м веке. Это два фрагмента, на которых изображены  библейские сюжеты” Въезд в Иерусалим” и “Тайная Вечеря”

Гамма цветов построена на голубовато синих золотых и киноварных тонов. Оно относится к местной иконописной школе, исходя из стилистических особенностей и декоративности живописи

Одним из примеров отклика иконописи на политические идеи своего времени является икона “Святая Варвара с житием” 19 века Неизвестный молдавский иконописец представил врага в образе турка.

Развитие иконописи 18- начала XIX-го  века происходило в двух направлениях. Неизвестные мастера продолжали традиции наивной иконы и в то же время получает широкое развитие и профессиональная живопись а это уже довольно высокая исполнительская культура! История донесла даже некоторые имена творцов. Например: Константин и Мардаре, Иоана Домашкана и Иоана Яворского

Прекрасная и торжественная икона “Архангел Михаил с воинством” XVIII век

Иконы Иоана Яворского отмечены изощренной техникой письма и светотеневой моделировкой лиц

“Добрый пастырь” XIX-го века. Отличается монументальностью и целостностью колорита. Своеобразное очарование заключается в том что художник ввел изображение вазонов с цветами. Этот мотив больше характерен для ковроткачества.

Буквально сказочная “Икона Чудо Георгия о змие”,  по наивности и трактовке фигур, но, вместе с тем, она поражает целостностью восприятия цвета и ритма

 

Неким звеном связывающим молдавскую традиционную живопись с реалистической живописью становится светское искусство,  которое зародилось в период формирования буржуазного общества. Характерным примером которого является “Портрет Ворника Брана” кисти Иоганна Крауса.

К сожалению, время не сохранило ни одного имени мастеров-резчиков которые оставили нам образцы своего искусства, пусть и самобытного, это резные иконостасы оправы икон

С любовью и уважением к коллекции. Записано с чудом сохранившихся конспектов лекций по Истории Искусств. Репродукции из личного архива.

Цените историю искусств своей страны!

О. Ш-К.

 

Комментарии

Powered by Facebook Comments