Заслуженный деятель искусств МССР Михаил Афанасьевич Буря принадлежит к поколению художников, творчество которых начиналось в середине пятидесятых годов. Он входит в плеяду мастеров, на жизненный опыт которых оказала большое влияние Великая Отечественная война. Произведения художника экспонируются на республиканских и всесоюзных выставках. Они неоднократно демонстрировались во многих городах нашей Родины, а также в Болгарии, ГДР, Монголии, Чехословакии, Польше, Румынии, Венгрии, Японии и других странах.
Михаил Афанасьевич Буря родился в 1924 году в городе Лозовая Харьковской области. Рано осиротев, воспитывался в большой и дружной семье детдомовцев. Здесь он и начал увлекаться рисованием. Когда началась Великая Отечественная война, трудился на оборонительных сооружениях, а затем ушел на фронт. Познал тяжесть военных испытаний, горечь лишений и утрат.
В конце 50-х — начале 60-х годов в республике строится много жилых и общественных зданий в городах, райцентрах, селах Молдавии. Эстетические требования к строительству возросли. Все это положительно сказалось на развитии монументального искусства в республике, в новых кварталах создавались скульптурные композиции, панно.
Панно «Гостеприимная Молдавия» (1969 )
Лежендэ деспре Кишинэу (вариантэ а скицей) Легенда о Кишиневе (вариант эскиза)
В 1962 году Михаил Буря, Владислав Обух, архитектор Валентин Меднек впервые в республике осуществили комплексное архитектурно-художественное оформление Дома культуры в селе Чеколтяны Оргеевского района. В следующем, 1963 году закончили декор таможни Леушены и Бендерского городского Дворца культуры им. Ткаченко.
Как справедливо отметил искусствовед Д. Гольцов, «…в комплексном оформлении Бендерского дворца культуры наметился ряд новых качеств: использование условностей, диктуемых материалом и его декоративными свойствами. Для оформления ризалитов здания характерно единство колористического строя керамической мозаики с фактурой котельца и светотеневыми градациями рельефа, взаимодействие с архитектурой».
Значительным вкладом в развитие молдавского монументального искусства явились мозаики Бендерского автовокзала. В интерьере размещены композиции, раскрывающие историю города с древнейших времен до сегодняшнего дня (справа композиция «Старые Бендеры», слева — «Новый город», а по оси главного входа—«Красная площадь».)
Молдавский народ свято чтит память воинов Советской Армии, отдавших жизнь за честь и независимость нашей Родины. В республике сооружается множество памятников, прославляющих бессмертный ратный подвиг нашего народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Один из таких памятников «Герои не умирают» (1968) сооружен в городе Леово
В центре памятника — мозаичное панно, изображающее воинов, стоящих плечом к плечу. Они олицетворяют советский народ, вставший на защиту Родины. На первом плане коленопреклоненная женщина, поддерживающая смертельно раненного солдата — главный смысловой и эмоциональный узел композиции. Образ скорбящей женщины очень емкий: это и Родина-мать, оплакивающая своих сыновей, это и мать, горюющая о погибших детях и в то же время это обобщенный символ народного горя и бессмертия жизни.
В 1970- 1975 годы Михаил Буря создает целый ряд интересных работ в области монументального искусства: это мозаики «Молдова» (1971, Рыбница)
«Пусть всегда будет солнце!» (1972, Глодяны),
«Легенда о Кишиневе» (1973, Кишинев).
На главном фасаде Республиканского Дворца профсоюзов в Кишиневе набрана масштабная смальтовая мозаика «Искусство». Удачно цветовое решение произведения. С изысканным вкусом сгармонирована красно-черно-золотистая гамма рисунка с вкраплением желтых, серых и белых цветов, напоминающая старинный молдавский ковер. Несмотря на то, что автору пришлось «привязывать» панно к уже существующему архитектурному объему, оно органично вошло в ансамбль Дворца и стало живописно-декоративным центром жилого массива Рышкановка.
В канун 50-летия Бендерского восстания в городе на Днестре был открыт памятник борцам за Советскую власть, выполненный М.Бурей в содружестве с архитектором В. Меднеком. Установленный на набережной, он органично вписался в архитектурный ансамбль города. Фигуры борцов решены просто и убедительно. Стремясь к конкретности, отталкиваясь от исторического факта, художник подчеркивает у восставших такие черты характера, как воля, решительность и непоколебимая уверенность в победе. В мозаиках использован житомирский гранит красных оттенков, облагораживающий цветовой строй композиции, дающий живописную цельность, легко воспринимаемую с больших расстояний.
– Столичные ландшафты еще не до конца утратили дух советской эпохи и нам обязательно нужно сохранить этот кусочек нашего прошлого! Ведь в мозаичных картинах отражены не столько коммунистические ценности, сколько простые человеческие чувства. К сожалению, сегодня традиции мозаики в Молдове практически утрачены. Нет материалов, да и никто из художников нынешнего поколения – увы, даже не сможет повторить или сделать что-то подобное.
Григорий БОСЕНКО