1510-1870. Образ молодой женщины в неглиже, с открытой грудью, ловящей блох в одиночку или при помощи мужчин, встречается на многих картинах и рисунках с 1500-х годов вплоть до 19-го века.
На протяжении веков люди не могли избавиться от блох.
Тем не менее, эти кровососущие паразиты породили жанр специфической эротики- картины на сюжет блошиной охоты.
Веселая блошиная охота. Gerrit Van Honthorst, 1628
Что интересно-блохи не вызывали у людей такого отвращения как вши. Более того, блохи во многих случаях вызывали к себе интерес у коллекционеров и даже служили предметом экстравагантных развлечений.
Леса в Европе были вырублены уже к 17-му веку, дрова стоили дорого, множество общественных бань было зактрыто из-за эпидемий сифилиса и других венерических болезней. Хотя в Северной Европе бани были, и не меньше, чем в России.
Но блохи и гигиена не прямо связаны, аристократы мылись в ваннах, но интерьер и костюмы были такие, что вывести блох было невозможно.
DÜRER, Albrecht
The Women’s Bath
1496
Women bathing in a public bath. Engraving.
after: Antonio Salamanca
1500?-1562
Israhel van Meckenem (Print made by); Children’s bath; a naked woman sits to the right, washing a child, who bends over her knees,
a large vat filled with water and six playing boys; a scroll without text is placed above; third state.
c. 1480-90
CLOUET, François
Diane de Poitiers
1571
Всех блох было не выловить, поэтому было придумано несколько видов блохоловок:
———–Блошиные ловушки———
Внутрь закручивающихся блохоловок в качестве приманки для насекомых клали небольшой кусочек ткани, пропитанный мёдом, кровью, смолой или душистыми веществами. Заползшее внутрь насекомое прилипало к приманке.
Для скрепления волос в причудливые высокие прически дамы использовали бараний жир, что способствовало размножению блох, тем более, что прическу берегли длительное время:
Небольшие блохоловки носили под париками, накладными волосами.
Длина блохоловки составляет несколько сантиметров- такие блохоловки носили под одеждой, особенно под фижмами и кринолинами, на шее по типу подвески.
Также блохоловки клали в постель, либо ставили у постели.
Flohfalle
1770/75, Elfenbein, Stadtmuseum
По легенде- причина, почему один из любимых цветов Марии Антуанетты назывался“puce” -красновато-коричневый: “Puce” по французски- блохи.
>
Это цвет пятна крови, оставшиеся на белье или простыне, после того, как блоха был убита.
Блохоловки обычно изготавливались из слоновой кости, часто они были были очень искусной работы, иногда снабжались кольцом для того, чтобы подвешивать их под одеждой.
17th Century English Ivory Fleatrap
Price: $20000.00
17th Century English Ivory Flea Trap from great plague of london 1664-1666.Was appraised in 2005 for $25,000.
Блохоловка 18-го века, Германия
Ivory Flea Catcher, 18th century
Cylindrical form, worn around the neck, possibly held a blood soaked cloth, screw cap missing
Блохоловка 18-го века, Германия
FLOHFALLE BEINARBEIT BEIN SCHNITZEREI GEISLINGEN
Flohfalle
D: 2,2 cm, L: 12,5 cm
Produced (when):
um 1800
18 век
————-Стационарные блохоловки———–
Flohfalle,barock
———-
около 1850 года.
——————
Flohfalle фу должно было быть принято около 1850,
Это банки-ароматницы, которые можно было использовать одновременно для ловли блох, обычно их держали около кровати на тумбочке. банки, но также может быть возможно, раньше. Они напоминают экипажи.
Крыша открывается,туда кладется ткань с духами ткань с духами или полоски с кровью и медом (смолой).
————————
Очень распространены были блохоловки из “Coquilla Nut”- это плод бразильской пальмы с твердой оболочкой:
вырезан из ореха coquilla
19th Century Large Carved Coquilla Nut Flea Trap
Справа- сосуд для мускатного ореха.
———-Китай-Япония———-
В Китае перед сном в кровать помещали подогретые трубочки из бамбука или слоновой кости. Клопы и другие паразитирующие насекомые заползали внутрь, привлечённые теплом, трубочку с паразитами затем бросали в ведро с кипящей водой.
flea-trap; China
Flea trap made of bamboo, wood.
Japan
Flea trap made of bamboo, wood.
Japan
————–Охота на блох———
========================================
Сюжеты, где даме помогает ловить блох муж или любовник появлялись во всем, от изобразительного искусства до стихов и куплетов фривольного содержания.
Вот одна из таких забав. Как пишут, в 17-18 веках среди французских кавалеров считалось модным хранить блоху, пойманную собственноручно на теле дамы своего сердца. Держали блоху в миниатюрной блохоловке, часто прекрасной ювелирной работы.
Якобы таким сувениром владел французский поэт и большой распутник Барро (Jacques Vallee des Barreaux, 1602 — 1673), который держал блоху, изловленную на знаменитой куртизанке Марион Делорм.
Характерный стишок, поэт завидует блохе, которая нашла приют между грудями его любовницы:
Madame, the flea that crept between your breasts
I envied that there he should take his rest.
The little creature’s fortune was so good
That angels feed not on such precious food.
John Donne (1572-1631), On a Flea on His Mistress’s Bosom
————Графика———-
==================================
Print made by Lucas van Leyden
Woman with the Dog; nude female figure sits under tree at r; facing left and searching for fleas in the fur of a dog, who rests his head in her lap.
1510
Ловля блох в борделе.
Gravure uit Tractatus varii de pulicibus.
Moll, Handbuch der Sexualwissenschaften
“При ловле блох”- драка соперников.
‘Bij het vlooienvangen’ – uit: Eduard Fuchs, Illustrierte Sittengeschichte
Woman searching for fleas by candlelight
by Robert Robinson, after Michiel van Musscher
mezzotint, circa 1683-1688
Giuseppe Maria Crespi, attributed to
Italian, 1665-1747
Woman Looking For Fleas,
c. 1710/20
A rustic interior with at centre a young woman in a loose dress inspecting the inside of her shirt, probably looking for a flea;
After: Carlo Cignani
After: Giuseppe Maria Crespi biography
Print made by: Johann Feigel biography
1766-1780
La puce
1733-1762
De_pulicibus_Блохи
„Nähe schon ist die feindliche Macht und die Stunde der Parzen“
———Карикатуры——————
De_pulicibus_
grande symphonie
Театральная постановка.
Le Théâtre de la rue de la Santé (Parijs, 1862). Het libretto voor het marionettentheater ‘La grande symphonie des punaises’ werd geschreven door Charles Bataille en de fotograaf Nadar; de muziek werd gecomponeerd door Offenbach.
Блоха атакует портного.
Satirical print; interior with a louse attacking a taylor (the German word, ‘Schneider’ also means ‘bug’ and accordingly, the man holding scissors is depicted here with antennae) but being prevented by an interveneing flee. 1814 Etchin
Позвольте, мадемуазель…
Jeannot et Suzon. Permettez Mamzelle Suzou … une puce
Social satire: a youth carrying a lantern reaches towards the bodice of a young woman to remove a flea. December 1819 Hand-coloured lithograph
Блоха как купидон.
Der Floh als Cupido (aus: De pulicibus 1866)
———–Живопись——–
Woman Catching Fleas
Блошиная охота.
The Flea Catcher
By: Georges de La Tour (1593 – 1652)
Веселая блошиная охота.
The Merry Flea Hunt, Gerrit Van Honthorst, 1628
Бот, Андриес
Ловля блох при свете свечи.
1630
Будапешт. Венгерский музей изобразительных
искусств
Джузеппе Мария Креспи.(1665-1747)
Женщина, ищущая блох
Crespi, Giuseppe Maria – Searcher for Fleas – 1720
Giuseppe Maria Crespi (1665-1747)
A Woman Looking for Fleas
Bologna, about 1715/20. Oil on Canvas
Giovanni Battista Piazzetta, Peasant Girl Catching a Flea (pc. 1715.
Mme. de Bouvillon искушает Судьбу, прося Ragotin поискать блох.
Jean-Baptiste Pater – Mme.de Bouvillon Tempts Fate by Asking Ragotin to Search for a Flea.
first half of 18th century
Бытовых “целомудренных” картин совсем немного:
Нуньес де Вильявисенсио Педро
Мальчик со щенком
B.E. Murillo, The Toilette / Paint.
William Blake, Ghost of a Flea
————-Статуэтки-19 век—————–
Муж или любовник держит свечу и всматривается- что там под рубашкой?
Сделана в Китае.
—————-Шаловливые перевертыши с секретом———-
По краю одеяла дамы надпись: «Где блохи?”
Перевернув статуэтку, мы видим крошечную блоху на левой ягодице.
Тут уже посерьезней:
Еще в роли блохоловок использовали Zibellino- мех типа горжетки и живых маленьких зверей, но об этом- в следующем посте.
Еще по теме:
=====================
Toilet/Bathing/ До и после ванны.
Bonnet, Louis. Author of Origin Jollain, Nicolas Rene (original painting) 1782-1785
Платья 18 века. Панье:
==========
Прически 18 века:
Источник:http://marinni.livejournal.com/