Прекрасный сад поместья Грейт Дикстер (Great Dixter)!!!

Рей, Восточный Сассекс.(Англия, Northiam, East Sussex ) Поместье XVIII века. Большая часть сада создавалась по проекту Эдвина Лютиенса в XX веке в стиле «cottage garden» (регулярный стиль английского сельского дома). Стиль Э.Лютиенса – построение пейзажных картин полных воздуха и легкости восприятия (вне зависимости от сложности их построения) и плавный переход от одной композиции к другой (последовательное чередование пейзажей, несмотря на их регулярность). Хранитель, хозяин, ландшафтный дизайнер и архитектор сегодняшнего сада – Кристофер Ллойд, снискавший славу авангардиста, ломающего все нравы и принципы традиционного построения английских садов. Смешение стилей в саду неожиданно лишь на первый взгляд. При более детальном и глубоком изучении истории сада, принципов работы К.Ллойда, все встает на свои места. Старые плодовые деревья, не стриженый луговой газон, «визитная карточка» сада – стриженые фигуры из тиса – дань увлечению и вкусу родителей (мать К.Ллойда любила луговые травы и плодовые деревья, отец увлекался топиарным искусством).

Миксбордеры являются неотъемлемой частью искусства Англии, за использование разнообразных форм растений (в том числе экзотов и размножающихся самосевом) ратует большинство садовников Старого Света. Однако Грейт Дикстер мог появиться лишь при наличии талантливого практика, сумевшего не только сохранить и развить исторически сложившиеся черты сада, но и «авангардно» объединить, обогатить их. При этом, как ни парадоксально, используя традиционные черты английских садов и тенденции их развития.

Поместье Грейт Дикстер выделяется даже среди собрания наиболее интересных садов Южной Англии. Сегодняшний владелец и настоящий хранитель этого сада, истинной семейной реликвии — Кристофер Ллойд, имя которого широко известно среди ландшафтных дизайнеров и Англии и за ее пределами. Несмотря на свой уже почтенный возраст (ему за восемьдесят), он полон сил и энергии. Кристофер Ллойд продолжает работать в своем саду, воплощая в жизнь необычные творческие замыслы и экспериментируя с растениями. Это даже снискало ему славу авангардиста.

 

Уже при беглом осмотре поместья чувствуешь особый стиль, удивительную связь сада и дома, когда они достойны друг друга. Поместье, как и многие другие в Англии, имеет многовековую историю. Первое упоминание о Дикстере восходит к XIII веку. Но для истории ландшафтного дизайна особенно интересна судьба поместья в XX столетии. Коренные изменения здесь начались с покупки старого дома с прилегающей к нему землей. Перестройкой дома занимался архитектор Эдвин Лютиенс, уже весьма известный в то время. Признание пришло к нему после выполнения серии блестящих проектов загородных домов. Их отличительной чертой было расширение и реконструкция уже существующих старых зданий, использование характерных местных материалов и то, что Лютиенс придерживался национальных архитектурных традиций. А творческий союз Лютиенса и Гертруды Джекилл стал известен благодаря внедрению и популяризации совершенно нового течения ландшафтного дизайна Англии.

 

О той эпохе в судьбе сада и поместья, которая была связана с родителями Кристофера Ллойда, напоминают несколько старых деревьев, сохранившихся до наших дней: три груши, все еще приносящие плоды, лавровое дерево, черная смоковница (фиговое дерево) и один из тех тисов, которым придавал своеобразную форму еще отец нынешнего владельца, увлекавшийся топиарной стрижкой. С тех пор визитной карточкой сада так и остались необычные фигуры, выстриженные из тиса в форме белок и шахматных фигур.

Изгороди и фигуры из тиса придают особый колорит архитектурному облику сада, создают особую атмосферу в различных частях поместья. «Вечерами, когда тени от фигур становились длинными, — рассказывает Кристофер Ллойд, — тисы казались не просто растениями, а живыми обитателями сада, замершими при приближении человека».

Большая часть сада создавалась по проекту Эдвина Лютиенса. И сделана в характерном для него стиле — легком, воздушном, когда части будто плавно перетекают одна в другую. Планировка садового ансамбля в целом выполнена в регулярном стиле английского сельского дома (то, что по-английски называется «cottage garden»). Линии тисовых живых изгородей местами изгибаются, давая глазу передышку после ровных прямых линий дорожек. А сами дорожки Грейт Дикстера, выполненные из Йоркского песчаника с традиционным английским рисунком, тоже в своем роде примечательны: тем же камнем вымощены и тротуары самого Лондона.

 

Входя в центральные ворота усадьбы, удивляешься, что по обе стороны от главной дорожки, ведущей к дому, располагаются два поросших некошеной травой участка (то, что у нас называется луговым газоном). Немного странно видеть такое оформление парадного входа в английской родовой усадьбе. И только ознакомившись с историей сада, узнаешь, что такие некошеные лужайки, встречающиеся в разных уголках сада, любила мама Кристофера Ллойда, посвятившая много времени созданию уникального облика поместья. Подобные лужайки состоят из огромного количества растений, исконных обитателей этих мест, хорошо переносящих торфянистые почвы. Чем беднее земля, тем шире ассортимент природных форм растений, произрастающих на ней. На плодородных же почвах преобладают сорняки (крапива, щавель, например), которые способны задушить все остальные растения. Трава на этих лужайках стрижется два раза в год (в августе и поздней осенью) и используется потом для создания компоста. Такой метод ухода за луговыми газонами применяется в большинстве садов Англии.

 

Сады Грейт Дикстера славятся своими бордюрами, композициями из красивых и редких растений. Кристофер Ллойд считает, что если его сад требует большой заботы и ухода, то затраченные усилия обязательно будут вознаграждены. Приверженец миксбордеров, свою точку зрения он объясняет тем, что соседство кустарников, вьющихся растений, многолетников, двулетников и летников способствует наилучшим условиям произрастания и декоративной выразительности миксбордера. Но представление, например, о почвопокровных, как о растениях, экономящих усилия садовников (кстати, и среди наших садоводов-любителей оно очень распространено), в корне противоречит принципам Ллойда. «Если вы видите где-либо в Дикстере почвопокровные, то прежде всего потому, что я их люблю, — говорит он. — А если они и экономят труд и усилия садовника, то это приятный побочный эффект».

 

Интересно мнение Ллойда относительно цветовых схем в цветниках. Он воспринимает это как вызов — попытку эффективно, удачно сочетать все оттенки цветов, используя исключительную красоту цветущих растений при составлении садовых композиций. Его позицию можно выразить так: «Я всегда хороню осознаю сам цвет и то, что я с ним делаю». Сочетание пирамидальных соцветий фиолетового шалфея с розовыми округлыми куртинами герани, подчеркнутое всплесками красного и белого цвета (лихнис халцедонский и анемоны), хорошо выражает его ощущение цвета.

 

Иногда Кристофер Ллойд позволяет растениям самим вырасти там, где их мог бы посадить садовник. Может быть, отсюда и этот потрясающий эффект созвучности всех элементов общей тональности сада. Ведь многие растения появляются в саду самосевом, подбрасывая отличные идеи. «Но, естественно, — замечает Ллойд, — у меня есть и немного своих идей!».

В создании гармоничного цветника не менее важную роль играют высота и форма растений, декоративность листьев. Часто отцветшие соцветия тоже превращаются в некую «изюминку», выступая уже в другом качестве: из актеров-статистов они превращаются в главных героев спектакля цветов.

Кристофер Ллойд с любовью относится к летникам, с помощью которых можно экспериментировать, добиваясь быстрого результата. В то же время эти растения позволяют исправить и сгладить возникающие погрешности и ошибки в оформлении цветников. Если летники отцветают достаточно быстро, их заменяют на маргаритки, корейские хризантемы или многолетние астры, заранее выращенные в питомнике поместья.

Кристофер Ллойд увлекается экзотами: в его композициях необычно сочетаются листья банана, канн и ярких соцветий георгин, и в них уже нет и следа сентиментальным напевам — в игру вступают примы театра природы. Декоративные злаки (чрезвычайно модный в настоящее время элемент дизайна), пампасная трава, мискантус часто выступают в роли солитеров, солистов, полнее раскрывая при этом свои декоративные качества.

 

Грейт Дикстер — типично английское поместье с богатой историей и не менее ярким сегодняшним днем. Дух этого сада — в любви к своим историческим корням, в сохранении всего, что так дорого Кристоферу Ллойду. Ему можно позавидовать в том, как он талантливо сохранил, развил и обогатил историю своего дома, своей семьи. И выразил это в прекрасных образах поместья Грейт Дикстер, которое невозможно забыть.

Источник : http://www.liveinternet.ru/

Комментарии

Powered by Facebook Comments