Неприличная Италия! Средневековая фреска “Дерево с подвешенными фаллосами”

Средневековая Европа не перестает удивлять изображениями. Мы некоторые визуальные вещи находим странными, а современникам было все понятно. Правда, в 21 веке не просто выяснить, что же имел в виду автор 13 века.

Обновление от 19.09.2015. Журнал ЖЖ дал ссылку на этот старинный пост от 05.07.2012 года. Обращаю внимание, что мной тут написан только первый абзац, а далее – два репоста. Я к ним отношения не имею, в первом из перепостов есть неточности (автор из другой профессиональной области – уролог), не всю используемую лексику я разделяю, но это чужие материалы и в них все оставлено без изменений. Далее пост 2012 года. В конце записи – комментарии об ошибках.

 

 

 

Оригинал взят у germanigem в Волшебные деревья Средневековья (2012-02-05)

Всегда радостно бывает познакомиться с людьми, не зашореными узкими рамками своей профессии, находящими что-то особенное даже в банальной, повседневной рутине одинаковых рабочих дней. А если человек к тому же обладает широкими знаниями в иных областях, выходящими за рамки его работы, и умеет красиво и доходчиво рассказывать о чём-то интересном, то с ним всегда хочется встречаться и внимательно слушать. Года четыре назад это был Рикардо Бартолетти, поведавший нам о красном вине и его влиянии на нашу половую жизнь.А недавно, на одном из конгрессов, мне довелось узнать много нового от коллеги из Бельгии Йохана Мателлера, известного своим серьёзным интересом к историческим аспектами урологии, на этот раз рассказавшего о членовом дереве.Не так давно, в 2000 году, в средневековом городе Масса Мариттима в провинции Гроссето в Тоскане, Италия за штукатуркой городского фонтана была обнаружена исключительная фреска. Первоначальное фонтан назывался “Fonte Nuova”, его имя известно ещё с 1265 года. Когда в последующие годы над фонтаном была построена галерея под названием «Palazzo dell’Abondanze», сам фонтан был переименован в «Fonte dell’Abondanza». Фреска скрывалась от глаз на протяжении столетий и обнаружилсь случайно, при реставрации фонтана в 2000 году.

Доминирующим изображением на этой большой (6 на 5 м.) фреске является дерево на бледном фоне.Вряд ли можно не заметить, что это не просто обычное дерево, потому что оно плодоносит удивительными плодами. На нём произрастают пенисы. Члены на всех ветвях дерева непропорционально большие, с мошонками, и явно в “боевом” состоянии.

 

2615_original
Под деревом, можно увидеть пять черных птиц, четыре у левой стороны ствола и одну на правой стороне. Зачем их изобразил художник и какое они имеют отношение к тому, что так явно бросается в глаза, даже вися на дереве, нам совершенно не понятно. Но зато мы можем догадаться, зачем на правой стороне изображены четыре ничего не делающие молодые женщины, а слева четыре женщины, активно собирающие плоды. После нескольких веков часть изображения исчезла, но даже сейчас можно насчитать целых 25 пенисов на ветвях этого волшебного дерева. Также легко заметить, что две женщины, находящиеся ближе всего к стволу, одной рукой схватили друг друга за волосы, как это принято в любой банальной рыночной бабской потасовке, а второй рукой каждая пытается отобрать себе кувшин с урожаем йуХов внутри.Левее, третья их подруга пытается сбить понравившийся ей членик палкой с ветки, в то время как четвёртая, с первого взгляда выглядящая достаточно невинной, на самом деле засунула один из фруктов в своё самое сокровенное место.Если вас когда-нибудь занесёт в Париж, вам будет нетрудно найти в Национальной Библиотеке рукопись «Roman de la Rose», написанную Гийомом де Лоррисом. Этот труд, проиллюстрованный Жаном де Монстбастоном, относится ко второй четверти XIV века. На одной из его страниц изображены целых два писечных дерева. На первой картинке показана молодая монахиня на лесозаготовках. Рядом с деревом напечатан текст, являющийся прямым советом или даже руководством к действию, который гласит: «Не стоит сопротивляться желанию природы! Даже монашеская одежда не окажет никакой помощи! Так что выбирайте радости жизни!»На втором рисунке из того же основополагающего труда средневекового мыслителя – две монахини собирают волшебные плоды прямо с дерева, тут же пытаясь спрятать их в складках одежды.
2919_original
В конце средних веков паломничество было обычным и весьма распространённым времяпровождением. Пилигримы часто вешали на одежду морскую раковину в качестве значка паломника, чтобы легче было узнавать «своих». Были и другие значки, обычно религиозного характера, но довольно большое число их несло эротический подтекст. Уникальная коллекция значков Хендрика Ян ван Бёнингена из города Котен, Нидерланды, включает иллюстрации йуХовых деревьев, иногда с растущими на них крыльями. Но не только. На некоторых произрастают также крылатые вульвы и вагины.Еще один знак паломника из города Иепера, Бельгия показывает пару, занимающуюся сексом под писечным деревом, а с другой стороны за ними наблюдает средневековый вуайерист или просто случайный, но очень любопытный прохожий. На правой верхней ветке дерева можно увидеть пенис, проникающий в вагину, со словом AMOVRS, написанным прямо над ними, что на средневековом языке, несомненно, обозначает СЕКС, который тогда был, а в Советском Союзе его уже не стало.
3079_640
Резьба по дереву начала XV века, показывает искушённому зрителю красиво одетую леди во время сбора урожая. Она хранится во Францисканском музее в Виллингене, на юго-западе Германии. Картина отражает большое сексуальное желание дамы в виде деревянного ящика с большим количеством женских прелестей, стоящего по другую сторону от дерева.
3371_original
Другую фреску с изображением членового дерева можно обнаружить в замке Моос-Шультхаус в Аппиано, Италия. Эта Фреска была написана около 1475 года и изображает двух женщин, собирающих пенисы, уже перезревшие, и поэтому упавшие с дерева на землю.
3710_original
На одной из стен замка Лихтенберг в Тироле, также изображено фаллическое дерево. Эта фреска теперь хранится в Земельном музее Тироля в Инсбруке, Австрия.
4047_original
Немецкий рисунок времени позднего Средневековья сохранился и был найден в Стамбуле, Турция. Рисунок показывает дерево в вазе, (по-японски именуемое эстетами «бансай»), на ветвях которого растут два больших хвостатых и два небольших бесхвостых члена. Там изображены также два маленьких ангела, «путти» (не путать с Путиным), один из которых держит плод в своих руках, а другой срезает член с дерева.
4292_original
Даже в начале итальянского Ренессанса, Рафаэль, писавший фрески на Villa Farnesia в Риме изобразил обильные гирлянды растительности с бесконечным разнообразием фруктов и овощей. В одном месте сразу становится заметным намёк великого мастера на соитие пышной фиги с опухшим кабачком-цуккини или полностью созревшим огурцом (кому и что больше нравится).
4467_original
Из всего вышесказанного становится ясно, что в Западной Европе между концом XIII века и начале XVI века, йуХовое дерево было весьма не редким явлением. Очевидный вопрос заключается в том, почему это происходило ?Первым и наиболее очевидным объяснением может быть то, что секс, являющийся важной частью повседневной жизни в любые времена, с началом Реформация и контрреформации и введением церковных и светских запретов стал табу.Поэтому картины со скрытым сексуальным подтекстом начали появляться, чтобы обойти запреты. Известны несколько изображений конца средневековья с гениталиями, живущими собственной жизнью.Другим объяснением может быть попытка сохранения греко-римского культа фаллоса. В древнем Риме его изображения можно найти повсюду, но нет изображений членового дерева. Фаллический культ плодородия был укоренившимся и в кельтской культуре, но и в ней фаллическое дерево не появлялось.Безусловно, существует связь между пенисом и фонтанами в Италии. Древняя тосканская традиция связывает воду с рождаемостью. Подобные скульптурные композиции можно найти на «Фонте ди Пескайя» в Сиене и фонтанах в Сан Джиминьяно.Однако, считается, что большинство пенисных деревьев связаны в чаще с бесплодием и бессилием с одной стороны, и волшебством и колдовством с другой. Женщины, особенно монахини, всегда считались наиболее уязвимыми для сексуального обольщения дьявола.Мысль о потере своего полового члена внушала огромный страх в средневековом обществе в Европе. Считалось, что причиной такого бедствия должно быть колдовство. В знаменитом трактате о колдовстве Malleus Maleficarum или Der Hexenhammer (1487) можно прочитать: «Ведьмы, соберите 20-30 пенисов, поместите их в птичью сеть или закрытую коробку, где они будут двигаться как живые и есть пшеницу и овёс… Кто-то сообщил, что, когда он потерял свой член, он посетил знаменитую Ведьму, чтобы получить свой член обратно. Ведьма приказала ему взобраться на дерево, где он смог бы выбрать половой орган из гнезда полного членов. Когда же он захотел выбрать самый большой, ведьма сказала ему: «Этот брать нельзя ! Он принадлежит нашему приходскому священнику»!Вот такие находки можно сделать, если внимательно рассматривать произведения искусства или читать старинные книги и документы, связанные с твоей профессией</div>—————————————————————-Оригинал взят у galya1963 в Загадки средневековой фрески (2012-06-08)Эротическая сцена, изображение символа плодородия и изобилия или политический манифест? Какой смысл заложен в этой фреске? Какие тайны она хранит? Кто знает… Напишу, что нашла по этому поводу.
48c6729765ae
(после реставрации фреску закрыли стеклом, поэтому изображение отсвечивает)
2562b6dd92e6
(фото из интернета)Масса-Мариттима (провинция Гроссето) находится недалеко от моего города Пьомбино. Масса-Мариттима – это очаровательный средневековый городок на вершине холма. Центральная площадь города и кафедральный собор заслуживают отдельного поста: сколько легенд они хранят!
7bfaf8082044
Пока остановлюсь на “Дереве плодородия”.Эту фреску обнаружили в 1999 году на стене Fonte nuova – источника питьевой воды, называемого Фонтаном плодородия.Источник находится в историческом центре города в здании бывшего зернохранилища. Здание с тремя арками на фото.Здесь располагался так называемый Склад Изобилия – хранилище зерна Республики. Каждый житель города был обязан пожертвовать в общее пользование пять процентов от своего урожая зерна. Эти запасы служили городу в периоды войн и неурожаев. Как случается со многими хорошими начинаниями, ему пришел конец: появились злоупотребления и сокрытия. В 1833 году здание было переделано под городской театр.
1e99d7789546
Фреска была скрыта под слоями известковых отложений. “Дерево плодородия и изобиля” – так её называют. На ветках дерева помимо мелких листочков произрастают необычные “фрукты”; приблизившись можно увидеть 25 фаллосов, различных форм и размеров.
3a6578dee557
В Средние века, изображения детородных органов вблизи источников символизировали плодородие, связанное непосредственно с водой.Общая композиция включает в себя: дерево с “фруктами”, вокруг дерева летают черные орлы, под деревом располагается группа из девяти женщин.
0d3b06a39632
Может быть это ведьмы, одна из которых вешает на ветку дерева отрезанный член, или наоборот снимает с дерева “фрукт”, в то время как вокруг парят черные императорские орлы?
990b27c0789b
Фреску датируют XIII веком, здание и сами источники были построены в 1265 году. Документов относительно точной даты исполнения фрески и её автора не сохранилось. Известно, что до 1266 года управление города было в руках партии гибеллинов (сторонники Империи), на их смену пришли гвельфы (сторонники Папы). Расшифровка смысла, скрытого в изображении, сводится, видимо, к датировке фрески.Александр Баньоли из главного управления по охране памятников Сиены и Гроссето считает, что фреска была сделана одновременно с источником (т.е. в эпоху правления гибеллинов) и она раскрывает тему циклов жизни. В подтверждение этого тезиса он приводит факт, что на капителях колонн источника находятся изображения мужских и женских органов. Аналогичные изображения существуют и на других общественных источниках воды в Тоскане: на источнике Буфалона (в той же Масса-Мариттима), в Сиене, Поджибонси и Сан-Джиминьяно.Подобное раскрытие темы плодородия часто встречается в искусстве этрусков, в римских храмах и т.д.По мнению английского ученого Джоржа Фердзоко, директора центра по изучению Тосканы из Лестерского университета, мы имеем дело с одним из первых в истории “политических манифестов”.По словам ученого, на фреске отражена четкая политическая программа. А датирует он фреску так: между 1267 и 1335 годами.”Это обращение гвельфов к гибеллинам. Партия гвельфов (сторонники Папы) предупреждала каждого, приходящего набрать воды к фонтану, что если к власти придут их противники – гиббелины, то победят еретические идеи, сексуальные извращения, колдовство и распри”, – объясняет профессор. Гвельфы обвиняли гибеллинов в безбожии. А еретики, по средневековым поверьям, непременно были и содомитами. В фигурах женщин под деревом английский ученый опознает ведьм; одна из них, по его мнению, запечатлена в намерении при помощи палки подвесить на ветку еще один “фрукт”.
В те времена в Тоскане бытовала легенда, что ведьмы отрезали у мужчин половые органы и помещали их в птичьи гнезда, где они должны были найти себе новую жизнь и размножиться. Подобная практика упоминается и в более позднем (1486) “Молоте ведьм”.Может быть поэтому в народе называют мужской член “uсcello”, т.е. “птица”?С крайней слева женщиной (не считая женщины в синем, чье изображение практически не сохранилось) происходит… нечто содомское, причем “птица” внушительных размеров.
Рядом две женщины ругаются, таскают друг друга за волосы в желании поделить между собой “драгоценный трофей”. Изображение мужского члена практически прикрыто корзинкой, возможно прорисованной позднее.О поведении группы женщин справа от дерева существуют разные мнения: некоторые считают, что они беседуют, а английский ученый уверен, что они запечатлены в процессе самоудовлетворения.
45847989f08a
“Сегодня нам трудно интерпретировать это “Дерево с подвешенными фаллосами”, говорит Фердзоко. “То, что нам сегодня кажется непристойным, в те времена было абсолютно нормальным, и использование мужских детородных органов для политического обращения не несло в себе ничего скандального”.Подсмотрела забавную ассоциацию этого дерева с другим подобным из анекдотической сказки Пушкина ” Царь Никита и сорок его дочерей” у моей жж – подруги.A. С. П у ш к и н “Царь Никита и сорок его дочерей”Далекие по времени и образу мышления эпохи, но сколько схожих моментов: деревья с оригинальными плодами, колдуньи, намеки на правителей. Сказка Пушкина скрывала в себе явную политическую сатиру: высмеивала развратное поведение Александра I. В свете этих ассоциаций версия ученого из Англии по отношению к средневековому дереву кажется очень правдоподобной. С момента своего открытия фреска “Дерево плодородия и изобилия” продолжает удивлять, а иногда и вгонять в краску зрителей. Над источниками находятся еще две арки. Может быть со временем и они принесут нам сюрпризы?Мнение о политическом подтексте сказки Пушкина – спорный вопрос. Пушкин хулиган был.Из комментариев к посту galya1963 Загадки средневековой фрески:rassvet45 wrote:   У всех земледельческих народов культ власти был теснейшим образом связан с культом плодородия. Эта фреска, мне кажется, показывает, что средневековые итальянцы могли иметь и такой резон становиться на сторону императора в его борьбе с папой: они, по языческому пережитку, могли верить в особую власть императора над живородящими силами природы. Место, где находилась фреска, очень такому толкованию благоприятствует.

Вообще крылатый фаллос с древних времен изображался в Италии как символ (керамические и бронзовые амулеты, лампы и др.). Не помню как в Тоскане, а в Неаполе и сегодня в настенных граффитти – это самая изображаемая вещь, именно с крылышками. Весь город переполнен такими картинками, некуда глаз отвести.В “Сказке о царе Никите” ни малейшего оттенка сатиры не видится. Советские литературоведы могли, конечно, придумать такое, они же любили во всем политический или классовый подтекст искать.

Ссылки:Medieval Mural and its tale of Witches www.stregheria.com The Massa Marittima Mural / The Malleus Maleficarum thenonist.comwww.comune.massamarittima.gr.it – отсюда самая верхняя фотография The penis tree theage.com.ausmh.com.auСтатья 1956 года о сказке Пушкина lib.pushkinskijdom.ru

 

Обновление от 19.09.2015: замеченные ошибки в записи germanigem и информация, требующая уточнения (я не вникала глубоко в тему):“рукопись «Roman de la Rose», написанную Гийомом де Лоррисом.” – исправление: «Роман о Розе» написан двумя авторами: Гильомом де Лоррис и Жаном де Мён.«Роман о Розе» /Le Roman de la Rose – одно из самых великих произведений средневековой литературы. Первая часть романа написана в 1220-е го­ды Гильомом де Лоррис, который не успел до­вести свое произведение до конца (оно обрывается на 4058 стихе). Завершил роман в 1260—70-е годы ученый клирик Жан де Мён (ок. 1237-1305).“Этот труд, проиллюстрованный Жаном де Монстбастоном” – ничего не знаю о миниатюристе Жане де Монстбастоне. Скорее всего перепутано с автором текста Жаном де Мён. На сайте библиотеки об авторах иллюстраций не сказано, да и сомнительно, чтобы было известно имя художника, украшавшего рукопись 14 века. Информация с BNF: “Titre: Le Roman de la Rose, par Guillaume de Lorris et Jean de Meun. Date d’édition: 1301-1400. Type: manuscrit. Langue: Français. Format: Parchemin. – clxiii feuillets à 2 col. – 255 × 180 mm. Source: Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Français 25526.”Исправление от tantovitali – спасибо: На Villa Farnesina, все цветочные гирлянды рисовал Джованни Даудине. Рафаэль не имеет к этому отношения. Напротив “кабачка” нарисована треснувшая дыня)

 

 

 

84318_original
В свое оправдание могу сказать, что когда я делала реестр записей блога, то этот пост в него не включила, так как не считала его относящимся хоть как-то ко мне.А Журнал ЖЖ все-таки выкопал его, за что им большое спасибо.

Комментарии

Powered by Facebook Comments